Штелленбош, Южная Африка - молодые виноградные лозы Шардоне, растущие в оранжерее Института Биотехнологии Вина похожи на обычные саженцы винограда, зеленые и энергичные. Но тщательно контролируемые растения, полученные в безупречных, современных лабораториях института, несут в себе трансгенный ген, позволяющий селекционерам надеяться на появление южноафриканских винных сортов винограда, не нуждающихся в опрыскиваниях, против грибных инфекций.

"Задача состоит в том, чтобы делать вино не содержащее следы фунгицидов и дать возможность виноградарям меньше использовать эти ужасные химикалии," говорит Сарита Грюнвальд, исследователь биотехнологии вина из института на базе Университета Штелленбош.

Но молодые кусты винограда, которые институт надеется вскоре испытать в полевых испытаниях, находятся в центре полемики по поводу расширения использования в ЮАР генетически измененных растений.

Большинство африканских стран противодействуют внедрению генетически модифицированных продуктов. Замбия даже отказалась от гуманитарной помощи в виде генетически модифицированного зерна, Ангола, Зимбабве и Малави разрешают импорт зерна, только если оно перемелено, что гарантирует невозможность его посадки. Кения, Нигерия и несколько других африканских наций изучают генетически измененные зерновые, но не дали одобрение на их коммерческое использование.

Южная Африка, имея всего 45 миллионов человек населения, в 2005 году занимала 8-ое место в мире по выращиванию модифицированных растений, позади только таких гигантов как Соединенные Штаты, Китай, Индия и Бразилия. По всей стране, посадки генетически модифицированных зерновых, сои и хлопка неуклонно растут.

Планы полевого сортоиспытания винограда, выведенного с применением методов генной инженерии, получили определенные сложности, особенно в регионе Штелленбош с его 300-летней винной историей, в часе езды от Кейптауна. В отрасли столь же конкурентной, эмоциональной и чувствительной к символам как виноделие, никто не хочет быть первым, чтобы произвести то, что одна южноафриканская бульварная газета назвала "Франкенвайн", по аналогии с Франкенштейном.

"Очевидно, что многие люди опасаются. Это вредит вашей репутации," сказал Десмонд Биннеман, ассистент-менеджер дегустационной комнаты в Симонсиг, одной из многих виноделен Штелленбош.

Симонсиг была первой, создавшей версию южноафриканского шампанского, и владельцы винодельни "являются новаторами," сказал Биннеман. Но "нет смысла в создании вина, которое никто не захочет пить," сказал он.

Южная Африка не первая нация, которая близка к созданию генетически измененного вина. В США зарегистрирован 51 генетически измененный сорт винограда и такие винодельческие страны как Австралия, Италия, Франция и Германия также занимаются подобными исследованиями, сказала Гроенюалд.

Но выпуск генетически измененных растений в ЮАР должен быть одобрен комитетом представителей шести департаментов правительства страны – хотя обсуждения их возможного будущего привело к некоторым преждевременным и нежелательным последствиям.

В начале года оптовые покупатели вина из Великобритании, одного из главных экспортных рынков Южной Африки, а также из Германии отменили заказы южноафриканского вина после обсуждения разрешений, хотя генетически модифицированные вина не могут быть произведены в ЮАР, по крайней мере, в течение десятилетия, даже при самом оптимистическом прогнозе.

Институт Биотехнологии Вина получил пачки писем от любителей вина, настаивающих что они, не хотят покупать и пить проектируемые вина или убеждают исследователей, чтобы они приняли меры предосторожности на винограднике, вроде удаления цветков винограда, чтобы пчелы не могли распространить пыльцу - предложение, которое показывает недостаточное понимание основ биологии выращивания винограда.

Винная промышленность Южной Африки, которая финансирует и поддерживает институтские исследования, имеет свое мнение на этот счет. В публичном заявлении, она ясно дала понять, что "не будет использовать генетически модифицированные организмы в производстве вина до тех пор, пока не станет абсолютно ясно, что эта практика является международно приемлемой."

"Вы не можете выйти на рынок с генетически модифицированными продуктами, если наши торговые партнеры не хотят их купить," сказал Пол Ру, владелец виноградника Влоттенбург, около Штелленбоша.

"Для нас, самым важным является производство хорошего и конкурентоспособного вина," добавил Крис Вилльямс, виноградарь Meerlust, одной из старейших виноделен региона. "Любая неясность – это шаг назад."

Обычное скрещивание, пока не позволило вывести качественный виноград, способный противостоять натиску грибных инфекций во влажные годы. Получаемые на основе Шардоне гибридные сорта не дают вина уровня Шардоне.

Генная инженерия обходит эти проблемы - или, по крайней мере, ученые надеются, что так будет. Измененный Шардоне и виноградные лозы Султанины – полученные простым внедрением гена, а не любыми активными изменениями - растут в оранжерее университета в течение четырех лет, но еще не плодоносили, потому что не подвергались воздействиям низкой температуры холодных зимних ночей, и постепенному повышению весенних температур – что в условиях теплого климата ЮАР делает невозможным естественный годовой цикл вегетации винограда.

"Мы не можем сымитировать это в окружающей среде теплицы," сказала Гроенюалд. "Нам нужны естественные полевые условия."

Исследователи надеялись посадить 100 генно-модифицированных саженцев винограда на сортоиспытательном участке университета в ноябре (весна в южном полушарии), с соцветиями и затем гроздьями в защитных мешках, чтобы исключить попадание пыльцы и рассеивание семени наружу. Но планы были нарушены из-за длительного процесса одобрения южноафриканским правительством, это означает, что испытание генно-модифицированного винограда в полевых условиях может начаться, самое раннее - в следующем ноябре.

Институт, который также исследует способы получения белых вин столь же полезных для сердца, как и красные, производить виноградные концентраты без серы, надеется испытать ГМ-растения в полевых условиях в течение пяти лет. Своевременная посадка ГМ-растений, позволила бы исследователям начать сортоиспытания, нацеленные на подготовку устойчивых к грибным заболеваниям сортов винограда для коммерческой продажи.

"Наша целевая исследовательская программа зависит от запросов. Мы спрашиваем виноделов, чего они хотят," сказала Гроенюалд. Южноафриканские виноградари ясно дали понять, что они не хотят быть первыми, кто начнет использовать новую технологию, ", но они говорят, что хотят быть готовы (когда кто-нибудь еще начнет). Таким образом, мы будем готовы, когда будет готов рынок."

По материалам статьи в газете "Чикаго трибьюн" и интернет-изданий ЮАР