Содержание материала

Глубина рассеченности листа является важным сортовым признаком и широко используется при определении сортов и их сравнительно-ампелографическом изучении [2, 9]. Этот признак, как один из ключевых, положен в основу разделения сортов на группы по принципу сходства при составлении определителей сортов винограда [3, 4].
Определение глубины вырезок проводилось по математическому методу Раваза в модификации Лазаревского [7]: по отношению длины верхней боковой жилки к расстоянию от места расхождения главных жилок до дна верхней вырезки

Наши исследования рассеченности пластинки листа показали, что этот признак в значительной степени изменяется в зависимости от сорта, места его произрастания и метеорологических условий года.

Большинство сортов в условиях Предгорного опытного хозяйстве имеют более рассеченные листья, чем в условиях Ялты. Согласно «шкале рассеченности» [7], глубина вырезок у сортов в наших наблюдениях варьировала в зависимости от района выращивания в среднем от 0 до 0,4 ед., но в основном в пределах одной и реже двух смежных групп (например, глубокие — очень глубокие; мелкие — средние и т. д.). Математическая обработка промеров листа, характеризующих его рассеченность, показала, что у одних сортов (Саперави, Бастардо, Чауш и др.) изменение глубины рассеченности незначительно, у других (Кишмиш черный, Ранний ВИРа, Тайфи розовый, Тербаш) выражено довольно заметно (табл. 7).
Немного в большей степени варьирует глубина вырезок листа в различные по метеорологическим условиям годы. Колебания в глубине вырезок одних и тех же сортов по годам составляют 0,0—0,7 ед. и часто существенны. Но сортовые различия и при такой степени изменчивости рассеченности листьев обнаруживаются четко: в условиях Ялты достоверность разницы t в глубине вырезок между сортами Кишмиш черный и Саперави равна 18,6, Кишмиш черный и Тербаш —13,2, Саперави и Тербаш — 35, Саперави и Бастардо — 3,2.
Разницу между сортами по глубине рассеченности листьев можно доказать при ее величине не менее 0,2—0,25 ед. (при условии сравнения данных, полученных в результате изучения этого признака не менее, чем в течение 3 лет).
Установлены определенные закономерности в изменчивости глубины вырезок по длине побега и в зависимости от разнокачественности побегов.
Рассеченности пластинки листа большинства исследуемых сортов увеличивается снизу вверх по побегу. У одних сортов (Кишмиш черный, Чауш, Ранний ВИРа, Саперави и др.) эта закономерность выражена четко, у других (Тербаш, Мадлен Анжевин и др.) заметное увеличение рассеченности листа но длине побега наблюдается до 15—17 междоузлия, а затем глубина вырезок либо варьирует в тех же пределах, что и у листьев среднего яруса, либо незначительно уменьшается (рис. 2).
Результаты математической обработки показали, что и по этому признаку наименьшим коэффициентом вариации и самым высоким показателем относительной точности наблюдения обладают листья с 9-12 узлов на побеге (табл. 8).
Листьям побегов из замещающих и пасынковых почек свойственна почти та же глубина рассеченности, что и листьям основного побега, и высказывание И. Козма [28] о меньшей рассеченности листьев с пасынковых побегов нс всегда подтверждается. Побеги, развившиеся из спящих ночек, у большинства сортов имеют более рассеченные листья, чем побеги из центральных почек (t= 3,5—8,2).

Таблица 6

Изменчивость рассеченности листа винограда в зависимости от условий произрастания (средние данные за 3 года)

Taблица 8
Показатели варьирования рассеченности листа сорта Саперави по длине основного побега (Ялта, 1965 г.)

Обобщая результаты исследований, можно сделать вывод, что рассеченность  пластинки листа как один из основных ампелографических признаков необходимо применять при описании и сравнении сортов, составлении определителей, изучении географической изменчивости виноградного растения и т. д. Но следует иметь в виду, что использование этого признака возможно лишь с учетом степени его варьирования в зависимости от различных факторов. Принимая во внимание очень сильное варьирование глубины рассеченности в зависимости от условий года, для получения более надежных результатов необходимо проводить исследования не менее чем в течение трех лет.