Найду Райапати (Naidu Rayapati), вирусолог в научно-исследовательской программе виноградарства и виноделия Университета штата Вашингтон (WSU) обнаружил, что кусты сорта Гренаш (Grenache) стали низкорослые и болезненные из-за того, что они страдают от разрушительного синдрома, вызванного вирусом табачной кольцевой пятнистости (Tobacco Ringspot Virus (TRSV)) -  патогеном, никогда ранее не наблюдавшимся в штате Вашингтон. «Это был огромный сюрприз», - говорит Найду Райапати. «Стало откровением, что у нас здесь появилась новая проблема».
Первоначально проблема была обнаружена управляющим виноградниками Эндрю Шульцем (Andrew Schultz) на кустах винограда, посаженных на месте бывшего грушевого сада около Вапато (Wapato), штат Вашингтон. Кусты сорта Гренаш были продуктивными и визуально здоровыми, но со временем таинственная инфекция укрепилась. Пятнистые, низкорослые и болезненные, зараженные виноградные кусты стали производить только крошечные недоразвитые грозди с мелкими ягодами или же вообще стали без урожая. Зараженные листья, пересеченные белыми линиями, выглядели так, как будто их грызли насекомые, но Шульц не обнаружил  никаких вредителей. «Эта картина сильно отличалась от всего, что я видел раньше», - говорит Шульц. «Вы должны взглянуть на это», - сказал он Райапати, профессору и эксперту по болезням виноградной лозы в Центре исследований орошаемого сельского хозяйства Университета штата Вашингтон (WSU’s Irrigated Agriculture Research and Extension Center (IAREC)) в Проссере (Prosser).
Вирус табачной кольцевой пятнистости
Рисунок – справа гроздь винограда сорта Гренаш, полученная со здорового куста, слева – карликовая гроздь винограда с мелкими ягодами того же сорта, полученная с куста, зараженного вирусом  табачной кольцевой пятнистости .
Вирус TRSV, обнаруженный 90 лет назад в Вирджинии, поражает самые разнообразные культуры: от винограда, яблок и черешни до распространенных сорняков. Он переносится нематодами - в частности, американской кинжальной нематодой Xiphinema americanum. Подобно вирусу TRSV, этот вид нематод также был ранее неизвестен в штате Вашингтон. Райапати и Шульц не уверены, как сюда попал вирус и его нематодный вектор, но Райапати подозревает, что, возможно, этим вирусом была заражена груша, которая росла ранее много лет назад на этом участке культуры много лет назад.
Вирус TRSV заставляет виноградные кусты становиться полностью непродуктивными с течением времени. «Примерно через 10 лет вы теряете все, и земля становится бесполезной», - говорит Райапати. «Это очень серьезная проблема».
С момента первого открытия в 2013 году, вирус пока остается изолированным на этом единственном блоке виноградников в Вапато. Райапати, его команда аспирантов и Шульц вместе работают над методами, чтобы сдержать распространение вируса и победить его.
Производители винограда обычно избавляются от вирусов, удаляя зараженные растения и заменяя их здоровыми, безвирусными. Но это не работает в случае с вирусом TRSV. «Вирус табачной кольцевой пятнистости - совершенно другой зверь, - говорит Райапати. «Удаление кустов и пересадка не останавливают его». Это связано с тем, что вирус переносят нематоды, обитающие в почве, и этих существ практически невозможно уничтожить. Химические вещества могут убивать нематод, но Xiphinema americanum очень выносливы, а их популяции возвращаются в течение сезона или двух. Исследование Райапати показало, что виды нематод Xiphinema americanum в этом блоке виноградников могут распространять вирус TRSV от инфицированных растений к здоровым кустам и заражать их.
Райапати и Шульц тестируют различные сортоподвойные комбинации, а также побеги с различных кустов, чтобы найти виноградные растения, которые противостоят вирусу или неприятны для нематод. Шульц также занимается поиском естественных врагов Xiphinema americanum - хищных нематод, которые питаются теми, которые распространяют вирус.
В настоящий момент лучшая защита от вируса TRSV - это знание, когда вы рискуете. «Вирус TRSV имеет широкий диапазон хозяев и может легко передаваться от одного вида растений к другому. Вот почему мы пытаемся предупредить производителей. Если вы планируете получать стабильные урожаи, неплохо проверить, что ваша почва проверена на наличие нематод, чтобы снизить возможные риски заражения» - - говорит Райапати.
«Мы выращиваем 50-летние участки грушевых садов, заложенных свободным от вирусов материалом, и эти участки могут являться предшественниками для посадок виноградников», - говорит Шульц. «Мы не знаем, какие вирусы могут быть в почве, которые не оказывают влияния на груши, но смогут проявиться при возделывании винограда на этом участке».
Центр WSU IAREC является домом для Центра чистых растений Норвест (Clean Plant Center Northwest), который помогает растениеводам выращивать безвирусный посадочный материал деревьев, винограда и хмеля. Райапати призывает всех производителей всегда сажать чистый посадочный материал, приобретенный из уважаемого питомника с хорошей репутацией, снижая таким образом риск случайного распространения вируса. «Как только вы приобретаете с посадочным материалом вирусы и другие болезни, всё остальное становится историей», - говорит он. Райапати также призывает производителей встречаться и говорить о защите от вирусов. «Например, в регионе Ред Маунтин (Red Mountain), где большие площади виноградников, мы планируем собрать производителей новых и уже существующих насаждений, чтобы обсудить риски», - говорит он.
Отрасль виноделия в штате Вашингтон - это 4,8 млрд. долларов США. Здесь выращивается шестьдесят тысяч акров виноградников, с каждым годом  площади виноградников увеличиваются. «Очень важно пресечь эту проблему в зародыше, - говорит Райапати. «Вирус TRSV - это не то, что уничтожит отрасль, но мы должны убедиться, что производители не заражают вирусы свои насаждения, получая вирус с посадочным материалом, и в самой почве также нет рисков». Также немаловажным является экономический аспект данной проблемы. Для Шульца исследование вируса означает сохранить здоровыми не только кусты винограда, но и экономить долгосрочные инвестиции, вкладываемые в промышленность Северо-Запада. «Мы могли бы выкорчевать кусты или пересадить их, или сделать что-то еще кардинальное, или просто залечить химикатами землю», - говорит Шульц. «Но вместе с Найду Райапати мы пытаемся дать ответы другим производителям, которые могут столкнуться с этим вирусом».