Если, обратившись к энциклопедиям по виноградарству, человек придет к выводу, что причина удивительной сложности вина лежит в огромном разнообразии сортов винограда, и их мириадами аромата и букета, то его трудно винить за это. На сегодняшний день сортов винограда насчитывается тысячи.
Верно, что каждый сорт имеет уникальный аромат и букет. Каждый сорт осуществляет свой вклад в виноделие, вне зависимости от того, насколько малыми могут быть занимаемые им плантации. Как и различие между грибами и белыми трюфелями, у винограда существует приводящая в замешательство иерархия его качества. Не следует ожидать многого от таких сортов, как Кариньян, Пино Гри, или Треббиано. А таким сортам, как Рислинг, Каберне Совиньон и Пино Нуар, присуще стойкое постоянство.
Эффект называния вина по сорту винограда и оживление исконно присущих данной местности сортов винограда, значительно подкрепляется постоянством выбора. Одно из последствий этой тенденции можно видеть в таких сортах, как коллекции Восточного Средиземноморья от Marks & Spencer, предлагающих, среди своего прочего, живой, со вкусом терновой сливы, турецкое вино Sevilen Oküzgözü 2012 года, и имеющее пикантный ежевичный привкус грузинское Саперави Шато Мухрани.
Впрочем, совсем не требуется отправляться на Ближний Восток, чтобы увидеть разнообразие сортов винограда. Его вполне можно найти и ближе к дому. Например, в Италии, такие вина, как бодрящее, сухое Planeta Carricante 2012 года, и оживленное, насыщенное вкусом яблок и персиков Fiano di Avellino, Terredora, Jeroboams урожая 2012 года, придают белым винам Италии новый виток жизни. Среди восходящих звезд Испании можно назвать сорта Godello и Mencía, на Сицилии - Nerello Mascalese, в Австрии - Blaufränkisch, на юго-западе Франции - Tannat и Gros Manseng. И этот список продолжает расти.
Тем не менее, имея эту расширяющуюся палитру разнообразных сортов винограда, отмечающих свое присутствие в нашем вкусе, было бы ошибкой приравнивать разнообразие и сложность. В зависимости от места выращивания, и целей виноделов, из одного и того же сорта винограда, или из одинаковой смеси различных сортов, могут быть произведены как очень простые вина, так и весьма сложные.
Достаточно посмотреть на то, как скромный сорт винограда Паломино, преобразился в великолепное, с привкусом вишни, вино Fernando de Castilla Fino en rama, 12-14 долларов за половину бутылки. Или на то, как еще не воспетый виноград Savagnin из Жюры мог превратиться в такое сложное и пикантное сухое белое вино, как Arbois Vin Jaune La Vasée, Domaine Tissot, 2006 года.
Между Шардоне из Шабли и Шардоне из Австралии лежит все разнообразие мира, как и между сортами Сира из долины Роны, и Шираз (тот же самый сорт винограда, кстати) из Австралии. Следующий раз, произнося тост "Да здравствует различие", не следует забывать, что разнообразие сортов винограда - это только один из строительных блоков, определяющих великие вина.