Как и на заре виноградарства в южной части Африки голландцами; первые виноградные лозы, посаженные в Австралии, были завезены туда не поселенцами из средиземноморской родины виноградной лозы, а скорее жителями Северной Европы.
Британия основала свою исправительную колонию в Австралии. Вместе с ней появились и некоторые сельскохозяйственные предприятия. Предполагалось, что новая колония в будущем сможет обеспечить Британию продуктами, которые импортировались из других стран.
Одиннадцать кораблей под командованием капитана Артура Филиппа прибыли в Австралию в январе 1788 года для создания первой колонии. Чудом виноградные лозы оказались вместе с другими растениями, прибывшими в трюмах кораблей. Черенки винограда из Рио-де-Жанейро и были высажены в бухте Фарм вскоре после основания поселения осужденных в Порт-Джексоне.
Распространение виноградарства продвигалось очень медленно. В условиях высокой влажности лозы быстро росли, но часто болели и мало плодоносили. В 1791 году капитан Филипп решил разбить новый виноградник на три акра близ реки Парраматта. Ранее поселенец по имени Шаффер высадил там же один акр (0,4 га).
В 1813 году Грегори Блэксленд заложил новый виноградник в Парраматте. Хотя местные вина не отличались высоким качеством, Blaxland был награжден серебряной медалью Обществом поощрения искусства, промышленности и торговли в Лондоне за красное вино, которое он представил в 1822 году; а позже в 1828 году он получил золотую медаль.
Джон Макартур
Между тем, другой «пионер виноградарства», капитан Джон Макартур, получил земельный грант в 8500 акров (3440 га) в 1805 году, но впоследствии вынуждено покинул колонию из-за участия в «восстании рома». Некоторое время он находился за границей, посещал виноградники Франции и Швейцарии в 1815 году, где изучал на практике производство вина.
Макартур, вернувшись в Австралию в 1816 году, привез с собой черенки винограда из Франции и высадил их на винограднике в Камден-парке. Количество черенков винограда доставленных тогда в Австралию неизвестно. Но в 1839 году сын Макартура Уильям, представил немецким виноградарям первую коммерческую винодельню на континенте.
В начале девятнадцатого века общество Нового Южного Уэльса в значительной степени соответствовало своему происхождению. В этом сообществе осужденных пиво и крепкие спиртные напитки были более популярны, чем вино, производство которого только начиналось.
Более того, производство шерсти и увеличение поголовья овец в 1820-х годах обеспечивали гораздо более выгодный источник дохода для новых поселенцев на континенте, чем виноградарство.
Первые эксперименты по изготовлению вин в Австралии, совпали с приходом к власти Наполеона Бонапарта в Европе между 1797 и 1815 годами. В некоторой степени это можно рассматривать, как желание британского правительства увеличить производство всех основных товаров в колониях, и вин в том числе. Так можно было бы заменить товары, ранее импортировавшиеся из Франции.
Действительно, нарушение торговли между Францией и Великобританией, вызванное началом войны между двумя странами в 1793 году, послужило основным стимулом для производителей вина в Австралии.
В течение этого периода Наполеон направил в Австралию комиссию для осмотра колоний. Один из комиссаров, некий месье Перон, сообщал в 1803 году: «Несмотря на то, что потребление вина в Британии, как дома и так на ее флотах огромно, она сама ничего не выращивает. Поэтому Австралия должна стать «Виноградником Великобритании».
Несмотря на прогноз, австралийское виноградарство появилось только в 1830-х годах в результате деятельности Джеймса Басби, который, как многие считают, был «отцом» австралийского виноградарства.
Прежде чем отправиться в Австралию, Басби провел некоторое время во Франции, также посетил виноградники, которые были установлены на мысе. Основываясь на этом опыте и в значительной степени на трудах Чаптала, Басби провел большую часть путешествия в колонию, составляя «Трактат о культуре винограда и искусстве изготовления вина ...» (Басби, 1825).
Во введении к этому Трактату Басби утверждал, что виноградники могли «возвеличить основной экспортный продукт, который обеспечит колонистам Нового Южного Уэльса будущее процветание».
Это убеждение было основано на подсчете прибыли, которую можно было получить от выращивания виноградников, благоприятном климате и почве в Новом Южном Уэльсе, и обширного рынка, который можно было найти. Его аргументы, тем не менее, не были услышаны, и в течение двух лет он работал учителем в школе для сирот в Кабраматте в Новом Южном Уэльсе, где обучал детей-сирот виноградарству.
Когда Церковная корпорация взяла под свое покровительство детский дом в 1826 году, то далее он трудился на государственной службе.
Между тем, в 1824 году он приобрел небольшую собственность между Бранкстоном и Синглтоном в Долине Охотников, которую назвал Кирктон и с 1830 года выращивал там виноградные лозы.
Его вторая книга о вине «Руководство по простым указаниям для посадки и выращивания виноградников и для изготовления вина» в Новом Южном Уэльсе была опубликована в 1830 году. В отличие от «Трактата», предназначенного для высших классов, «Руководство» было разработано для мелких поселенцев, чтобы «убедить их в том, что они и каждый член их семей могут без особых проблем и почти без затрат наслаждаться ежедневно бутылкой вина из своих собственных ферм..., а не крепким напитком». Басби был потрясен высоким потреблением спиртных напитков и пива, с которым он столкнулся за пять лет своего пребывания в Новом Южном Уэльсе, и надеялся, что его книга приведет людей к более трезвому и счастливому образу жизни.
Таким образом, в своем обращение к губернатору Нового Южного Уэльса он утверждал, что свидетели умеренности низших слоев населения в южных странах Европы, где вино является распространенным напитком, противопоставляли последствия от употребления спиртных напитков или солода.
Копии «Руководства» были распространены среди окружных констеблей, у которых его можно было купить по той же цене, что и в Сиднее, и, это оказало влияние на посадку новых виноградников.
Таким образом, к 1832 году количество виноградников в Долине Охотников увеличилось до десяти, а затем и значительно расширилось, и к концу 1840-х годов там было создано пятьдесят виноградников.
Басби, однако, не был удовлетворен работой, предложенной ему в колонии, и вернулся в Лондон в 1830 году. Оттуда он отправился в четырехмесячный тур по Франции и Испании зимой 1831 года, чтобы собрать сорта винограда, произрастающие в разных почвенно-климатических условиях, которые могли бы пригодиться для выращивания в Австралии.
В своем журнале, опубликованном в 1833 году, он записал подробности поездки, включая противоречивые отчеты о количестве черенков винограда, которые он собрал.
Похоже, он получил 437 сортов из Ботанического сада в Монпелье; 110 различных черенков из Люксембургского сада в Париже; семьдесят четыре сорта с виноградников в Руссильоне и Лангедок; семнадцать из "Херес и Малага" в Испании и еще сорок четыре сорта из Syon House недалеко от Лондона.
Все они были отправлены в Сидней, где были посажены в Ботаническом саду. Однако в том же году Басби был назначен в качестве резидента Великобритании в Новой Зеландии, и его связи с австралийской винодельческой промышленностью прекратились.
Хотя некоторые его черенки были предоставлены начинающим виноградарям колонии, коллекция находилась в плохом состоянии, и к 1840-му году от нее ничего не осталось.
Расширение виноградарства в Австралии впоследствии сопровождалось растущими темпами колонизации и заселения, при этом виноградные лозы высаживались в каждой новой колонии.
Виноградник Австралии, 1878 г., линогравюра
Виноградники были созданы в Тасмании в 1823 году; в Западной Австралии в 1829 году; в Виктории, возможно, к 1838 году; и в Южной Австралии в 1837-1838 гг.
Винодельческая отрасль получила развитие во время золотой лихорадки 1850-х годов, когда в колонии появились многочисленные иммигранты из Франции, Швейцарии, Италии и Германии. Многие, не сумев добиться успеха в добыче золота, обратились к сельскому хозяйству и, в частности, к виноградарству.
Вино в Австралии, тем не менее, оставалось напитком меньшинства. Пиво и крепкие спиртные напитки были более популярны до окончания Второй мировой войны в 1945 году.
Первый официальный экспорт австралийского вина в Великобританию состоялся в 1854 году, но только один раз за период с 1879 года он превысил 50 000 галлонов (189000 литров).
Несмотря на поддержку британских членов парламента в 1870-е годы, австралийские вина не смогли оказать влияние на британский рынок между 1918 и 1939 годами. И только к 1940 году Рамсден, спустя 137 лет после предсказания Перона, смог сказать: «Австралия теперь является виноградником Британской империи».
Новая Зеландия
Началу виноградарства в Новой Зеландии помогло назначение Басби резидентом. Это был так же результат миссионерской деятельности Самюэля Марсдена, главного англиканского капеллана в правительстве Нового Южного Уэльса.
В 1814 году Марсден основал первую миссию в Новой Зеландии в Рангихуа, а в 1817 году назначил Чарльза Гордона управляющим земледелия.
Гордон представил множество сортов сельскохозяйственных культур, и, с большой вероятностью, там были и лозы.
Первое конкретное упоминание о посадке виноградных лоз относится к 1819 году, когда Марсден вернулся, чтобы основать еще одну миссию в Керикери. Он записал тогда в своем дневнике, что он посадил около ста виноградных лоз разных сортов.
Неизвестно, производилось ли вино на этих ранних виноградниках, но к 1840 году французский командир корабля Astrolabe посетил Вайтанги, где Басби посадил виноградник в 1833 году и похвалил легкое белое вино, сделанное из местного винограда.
Между тем, в 1838 году епископ Помпалье, первый католический епископ южной части Тихого океана, прибыл на Северный остров, чтобы организовать несколько католических миссий, и привез с собой несколько виноградных лоз, которые были посажены и начали достаточно плодоносить для производства вина к 1843-1844 гг.
Через два года после прибытия Помпалье французское правительство, которое не признало притязания Великобритании на Новую Зеландию, основало небольшое поселение в Акароа, где поселенцы немедленно начали выращивать виноград и производить собственное вино.
Однако на протяжении девятнадцатого века виноградарство и виноделие в Новой Зеландии оставались относительно незначительным. И только в 1894 году премьер-министр Новой Зеландии пригласил Ромео Брагато, советника правительства Виктории по вопросам виноградарства, написать доклад о состояние и будущем винодельческой отрасли страны. Доклад Брагато (1895) был полон энтузиазма и привел к созданию экспериментального виноградника в Те-Каухата в 1898 году. К тому времени иммигранты Далмации (сейчас территории Хорватии и Черногории) также начали выращивать виноградные лозы.
В 1906 году Брагато сообщил, что виноградники по стране в целом составили около 550 гектаров (223 га). К 1909 году площадь под виноградниками увеличилась до 668 акров (270 га), но впоследствии, из-за отсутствия государственной поддержки и политики запретов, в 1923 году площади упали до 179 акров.