Изменение предпочтений рынка столового винограда
Интервью  Димитроса Спаноса (Dimitros Spanos), директора компании Грейп Эволюшн (Grape Evolution Ltd), входящей в британскую компанию Фреска (Fresca), которая занимается продажей свежих фруктов и овощей. Компания Grape Evolution является лицензиатом столовых сортов винограда, полученных из Вулкани Центра - научно исследовательского института под эгидой министерства сельского хозяйства Израиля (Agricultural research organization (ARO) Volcani Center). Вулкани Центр занимается не только селекцией, там работают 400 ученых, которые  за последние шесть лет помогли продвинуть технический прогресс в сельском хозяйстве, создав новые ирригационные системы для посева в пустынных и полупустынных районах, новые сорта винограда, дыни, мандаринов и оливок.

Как меняется рынок столового винограда?

Благодаря новым сортам активы рынка столового винограда претерпевают эволюцию. Из года в год у нас появляется все больше стран-производителей и все больше и больше винограда, производимого в бассейне Средиземного моря и в южном полушарии, поэтому рыночные окна, созданные со старыми сортами, больше не являются конкурентоспособными. Такие сорта, как Томпсон сидлис, Кримсон сидлис и Сьюпериа теперь предлагают не доход, а только низкую урожайность и очень высокие производственные затраты . Рынок предпочитает фрукты по приемлемой цене. Для этого необходимо внедрить новые сорта, способные производить больше урожая с меньшими затратами на производство. Кроме того, важно, чтобы они могли противостоять патогенам . В последние пять лет в Калифорнии, Италии, Греции и Испании все больше производителей столового винограда ищут виноград с вышеперечисленными характеристиками.

Как меняется потребление столового винограда?

За последние 10 лет потребление винограда изменилось - таким образом, и выбор сортов, в свое время сделанный ассоциацией производителей винограда, также изменился. В прошлом на рынке доминировал белоягодный бессемянный виноград. Теперь же из года в год, в частности, в последние два года, рынок потребления свежего винограда в Великобритании выглядит так: 62% потребления винограда составляет красноягодный бессемянный виноград, 32% -  белоягодный бессемянный виноград, а остальное – черноягодный бессемянный виноград. Однако в Германии по -прежнему 60% потребителей требуют белоягодный бессемянный виноград, и 40%  - красноягодный бессемянный виноград. А всего 5 лет назад рынок красноягодного винограда составлял лишь 10-15%. То, что произошло в Великобритании, происходит теперь и в Германии. Все больше стран-потребителей требуют увеличения процента красноягодного бессемянного винограда в ущерб белоягодному бессемянному винограду.

А что можно сказать о вкусе?

С точки зрения товарного вида и вкуса, компании требуют еще более высокого качества: ягоды диаметром 18 миллиметров и более, сахаристость на уровне 16 – 17 Brix, во вкусе очень желателен мускат и ощущение сладости. По своему опыту могу сказать, что рынок США основан на внешнем виде винограда и очень требователен к этому показателю, а основой европейского рынка в большей степени все же является вкус.

Какие сорта предлагает ваш исследовательский институт?

У нас есть отличное предложение. Например, сорт Прайм сидлис, очень раннего срока созревания бессемянный белый сорт, который готов к срезке на 2 недели раньше, чем сорт Сьюпериа. Во вкусе -  оттенок муската, мякоть хрустящая. В Египте это самый первый сорт, который к середине мая уже весь срезан и экспортирован в Европу. Красноягодный Прайм (официальное название – Стар Лайт Перл (Star Light Pearl))  - виноград с красными ягодами и мускатным ароматом. Его характеристики очень похожи на характеристики сорта Прайм, за исключением красного цвета. Он тоже очень рано созревает. Затем есть сорт Ёрли Перл (Early Pearl) -  черный бессемянный виноград, это также ранний сорт, его убирают за две недели раньше, чем сорт Сьюпериа, в Египте сбор урожая сорта Ёрли Перл идет примерно с 15 по 20 мая. Эти три сорта, на мой взгляд, идеально подходят для районов Южной Италии – например, Сицилии. У нас также есть сорта среднего срока созревания, которые убирают в тот же период, что и Сьюпериа, но они способны противостоять грибковым болезням, таким как милдью, и поэтому идеально подходят для возделывания на органических фермах.
Всего мы предлагаем восемь сортов винограда: три ранних, два средних и три поздних. Наши селекционеры прилагают все усилия, чтобы вывести новые сорта, каждый год наша исследовательская программа производит до 300 новых сеянцев. Из них в элиту отбираются лучшие 50, которые затем в течении длительного времени проходят полное сортоизучение. Но очень редко из этих 50 элитных сеянцев мы можем выделить нового кандидата в сорта. За годы исследований всего восемь сортов получены из селекционной программы после отбора из более 20 тысяч сеянцев. Это очень долгий процесс и огромные инвестиции с экономической точки зрения. Многие из ресурсов, которые поступают в наши программы генетического улучшения, являются государственными средствами. По нашему мнению, именно этот тип финансирования является наиболее гарантирующим для производителя. Фактически, частные учреждения выдают сорта в очень короткие сроки, и иногда существует риск распространения малоизученных «сырых» сортов винограда с агрономическими проблемами. Наши исследователи всегда стараются не торопиться, чтобы понять, можно ли пускать в реализацию новый сорт.

Как работает ваша собственность, планируются ли роялти?

Посадить наши сорта очень просто. После подписания контракта мы будем поставлять посадочный материал в следующем году. Посадка наших сортов предусматривает выплату роялти (на гектар), которые используются для финансирования исследований не только в селекционном секторе, но также в области защиты растений, послеуборочной обработки и здоровья получаемой  продукции . Наша политика  -  очень низкий размер роялти, чтобы наши сорта стали доступны для всех производителей. С маркетинговой точки зрения производитель не имеет ограничений по поставкам урожая, мы не ставим при этом специальных условий.