Волли - робот на винограднике

Новый работник ищет работу на винограднике во Франции. О себе: белый с красной отделкой, 50 сантиметров (20 дюймов) в высоту, и 60 см – в ширину, в наличии четыре колеса, две руки, 6 камер, способен обрезать 600 лоз за день, никогда не болею.

Робот Wall-Ye V.I.N. – детище бургундского изобретателя Кристофа Миллота, это один из тех роботов, которые разрабатываются по всему миру специально для работы на виноградниках.

Робот берёт на себя самые трудоёмкие обязанности, например, обрезание лоз – удаление непродуктивных молодых побегов, а также сбор данных о состоянии почвы, плода и запасов винограда.

Предпродажные презентации скоро начнутся и такие известные французские виноделы, как Шато Мутон-Ротшильд – впервые вырастившие Бордо – предложили свои виноградники в качестве площадки для показа 20-ти килограммового робота.

Волли работает по трекинг-технологии, обладает искусственным интеллектом и передвигается согласно заданной карте, он может определять особенности каждого растения, собирать и записывать данные, запомнить каждую лозу, синхронизировать все шесть камер для управление своими руками и инструментом.

А особый встроенный механизм системы безопасности препятствует любым попыткам похитить робота.

Миллот пояснил: «У робота есть GPS, и если он обнаружит себя вне зоны виноградника, то не станет работать. Более того, в нём есть и гироскоп, поэтому роботу станет известно, если его поднимут с земли. Если подобное произошло, то сразу же самоликвидируется жёсткий диск, а робот посылает виноделу сигнал о помощи».

Вдохновил Миллота на создание робота разочарованный виноградарь, Денис Фецман, управляющий в Домен Луи Латур, во время тура изобретателя по виноградникам юго-восточному региону Франции - Ардеш.

«Требовалось разредить листья винограда из-за очень больших гроздей, но он не решался использовать технику, а найти работников не смог – был август, все были в отпусках. Поэтому я пообещал сделать ему робота», - рассказывает Миллот.

- «Начинающие обрезчики должны тренироваться каждый год» - для этого требовалось три долгих года.

Гай Жюльен, помощник Миллота в создании робота, поведал о том, что: «Для нас, если честно, это были тысячи часов работы. И выходные, и по ночам».

«Самой большой проблемой, - дополняет Миллот – было заставить камеры не только понимать, что они видят, но и как это интерпретировать».

Показ прототипа уже вызвал интерес в кругах производителей вина.

Взволнованные виноделы уже звонили Миллоту, дабы снабдить его списком тех задач, которые должен исполнять робот.

«Каждый виноградарь просил о разном», - говорит изобретатель. «В Эльзасе, например, хотели, чтобы обрезка осуществлялась простым ножом, чтобы можно было очищать верхушки побегов у Гевюрцтраминер».

Цена на робота Wall-Ye – 25 000 евро или 32 000 долларов, за такие деньги, к примеру, можно купить средних размеров автомобиль.

«А это довольно выгодно, ведь робот работает круглые сутки, даже по воскресеньям, он не берёт отпуск и он не дает перерывов на обед», - объясняет Жюльен.

«Если бы у меня был выбор между роботом и работником, то я выберу робота – обойдётся дешевле, а проблем будет на порядок меньше» - делится своими впечатлениями Патриция Шаброль, владелица Шато-Гербо в Сент-Эмильон, которая видела Волли в работе.

«У нас есть роботы на фабриках, роботы, которые ухаживают за пожилыми людьми, поэтому я думаю, что нам удастся улучшить качество работы с этим роботом для виноградника».

Ну а что же на счёт того, что робот сокращает количество рабочих мест, когда число безработных во Франции составляет 3 000 000 человек?

«Естественно, это значит, что мы сократили работу для обрезчиков винограда, но в то же время мы создали рабочие места для тех, кто научиться и будет создавать и усовершенствовать роботов», парирует Жюльен.

«Мы собираемся продолжать производство во Франции».

Волли – один из немногих подобных проектов, разрабатываемых в мире вина. И Калифорния и Новая Зеландия работают над созданием роботов для обрезки, наделённых интеллектом и видеоподдержкой.

Ричард Грин из Университета Кентербери также разрабатывает робота-обрезчика при поддержке французского гиганта Перно Рикара. Он предполагает, что это позволит для индустрии вина Новой Зеландии 17,6 миллионов евро (около 23 миллионов долларов) в год, благодаря повышению продуктивности и уменьшению потерь урожая.

Грин рассказывает, что: «Экономия касается не только затрат на рабочую силу, но также и самого качества обрезки, ведь обрезчиков-новичков нужно тренировать каждый год».

Основатель Vision Robotics Брет Воллах рассказал, что в Калифорнии их робот-обрезчик находится всё ещё на этапе тестирования, робот длинной в 3 метра (около 10 футов) обладает 8 камерами и работает с 3-D моделями лоз для отработки правил обрезки.
«Это те же правила, которые вы бы давали обычным рабочим», говорит Воллах. Но такие рабочие редкость в Калифорнии. «И с каждым годом становится всё хуже».

Но вопросы о труде в сторону, некоторые французские виноделы не желают видеть роботов в процессе производства издревле считавшего исключительно творением рук человека.

«Технически – это очень интересно, но уму непостижимо. Роботы никак не вписываются в мою философию создания Сент-Эмильон Гран Крю», делится своими взглядами владелец Шато де Валь Д'ор, Филипп Барде. «Я только за автоматизацию определённых задач, но обрезки это не касается».

Обрезка особенно важна, ведь именно она определяет сколько гроздей даст виноградная лоза, а также на то, будет ли качество винограда превосходным.

«Каждое растение уникально и зависит от многих вещей, таких как, например, насколько оно сильное, поэтому к обрезке нужен индивидуальный подход», рассказывает Фецман из Домен Луи Латур.

«Но я знаю, что робот делает предварительную обрезку в ноябре, а основную в марте – люди. Машину подобно этой, возможно, могут быть очень полезными для сбора сведений о каждой отдельной лозе, применения различных процедур для разнообразия вегетации и почвы даже в пределах всего участка»

Большинство виноделов, опрошенных AFP, уверены, что роботы – работники на винограднике станут неизбежной потребностью виноделия.

«Однажды мы заявили, что никогда не будем использовать машины для сбора урожая, но сейчас мы именно это и делаем», рассказал Фецман. «Всё, что может быть механизированным, в конечно итоге, таким и станет».