Перспективные столовые белоягодные сорта винограда в условиях укрывной зоны Краснодарского края
О.Е. ЖДАМАРОВА, канд. с.-х. наук, доцент; Н.Н. ПЛАХОТНИКОВ, канд. с.-х. наук
Управление по виноградарству, винодельческой промышленности и садоводству Краснодарского края
Ключевые слова: столовые сорта винограда, укрывная зона, эмбриональная плодоносность, урожай
Key words: table grapes, covering area, fetal fruitfulness, harvest

Введение.

Краснодарский край — ведущий регион промышленного виноградарства России. Экологические условия обеспечивают производство винограда столовых сортов разных сроков созревания. Общая площадь виноградников столовых сортов в крае составляет 4,3 тыс. га. Производят столовый виноград 38 специализированных виноградарских хозяйств, 64 субъекта малых форм хозяйствования: крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, использующие от 1 до 1063 га виноградников.
В 2010 г. объем производства столового винограда в России составил 27,7 тыс. т. В Краснодарском крае произвели 13 тыс. т, или 47 % общероссийского объема (8,5 тыс. т в 2007 г., 10,9 и 11,6 тыс. т соответственно в 2008-2009 гг.).
В 2011 г. валовое производство столового винограда в крае составило 15 тыс. т. Однако этого объема недостаточно для обеспечения в нужном количестве жителей и гостей Краснодарского края столовым виноградом (на душу населения приходится 2,6 кг при норме потребления 18 кг).
Существующий в настоящее время в крае сортимент столового винограда не отвечает современным требованиям потребительского рынка. К ведущим сортам относятся Молдова (на площади 2244 га при сборе 7800 т), Августин (соответственно 932 га и 3050 т), Мускат гамбургский (119 га и 360 т), Италия (98 га и 270 т), Кардинал (89 га и 286 т). Эти сорта составляют 87,2 % имеющихся насаждений столового винограда и 90,5 % общего валового сбора столового винограда, из которых Молдова и Августин дают 84 % общего валового сбора столовых сортов.
В сложившейся ситуации у производителей возникают серьезные проблемы с реализацией урожая этих сортов и, как следствие, появляется значительный объем импортного винограда. По экспертным оценкам в Россию в 2010 г. завезли около 400 тыс. т импортного столового винограда из Турции, Китая, Киргизстана, Италии, Узбекистана, Румынии.
Развитие столового виноградарства должно предусматривать создание виноградников на совершенно новой основе: сорта должны обладать высоким потенциалом урожайности и качества плодовой продукции, устойчивостью к стресс-факторам и прежде всего к низким зимним температурам.
Необходима постоянно действующая система по отбору перспективных сортов, ускоренному сортоиспытанию в разных зонах края и введению новых сортов в Госреестр Российской Федерации.
Проведение селекционных мероприятий должно позволить виноградарям иметь новые сорта в Госреестре Российской Федерации через 2-3 года после отбора, а не через 10-15 лет, как это происходит по стандартной методике проведения испытаний на отличия, однородность и стабильность винограда.
В программе развития столового виноградарства в Краснодарском крае, рассчитанной до 2014 г., предусмотрено увеличение площадей и валовых сборов столового винограда, улучшение сортимента и других показателей в субъектах региона.
Производство столового винограда должно идти в направлении увеличения доли ранних, крупноягодных и бессемянных сортов. Эту нишу можно заполнить качественными сортами отечественной селекции (Надежда АЗ ОС, Лора, Кантемировский, Заграва, Агат донской, Лунный, Кавказский ранний и др.) [ 1].
Наши трехлетние исследования по изучению перспективных белых сортов столового направления использования Кантемировский, Заграва, Лора, Августин (контроль) проходили в КФХ Овсиенко А. З., расположенном в Калининском районе Краснодарского края. В этом хозяйстве выращивают в основном перспективные столовые сорта винограда Кеша, Кишмиш запорожский, Талисман, Д-200, Чаррель, София и др. Виноградники корнесобственные, укрывные, схема посадки 4 х 3 м, сформированы по типу многорукавного бесштамбового веера. Возраст насаждений составляет 4 года.

Результаты исследований.

Данные фенологических наблюдений — это почти та единственная основа, по которой можно судить о возможности интродукции того или иного сорта в другие районы возделывания. При существующих методах анализа фенологических наблюдений обычно принимают во внимание отдельные фенофазы (в первую очередь плодоношение, при нормальном ходе которого изучаемый сорт соответствует данному климату и может выполнять то или иное народнохозяйственное значение) [2, 3].
Начало вегетации и наступление отдельных фаз зависят от сорта винограда, климатических и почвенных условий, агротехники и других факторов, которые могут ускорять или замедлять прохождение фазы.
Большинство исследователей считают основным фактором, влияющим на прохождение фаз вегетации, температуру воздуха.
На начало жизненных процессов и дальнейшее развитие винограда оказывают также колебания температуры, в связи с чем при выращивании одних и тех же сортов в различных климатических условиях меняются сроки и продолжительность прохождения ими фенологических фаз.
Кроме погодных условий, на прохождение фаз вегетации оказывают влияние экспозиция участков и почва. Влияние почвенных условий и рельефа наиболее заметно проявляется ранней весной (начало сокодвижения) и поздней осенью (начало листопада), а менее — в середине лета (время цветения и начало созревания ягод).
Сорта винограда отличаются друг от друга длительностью вегетационного периода и различными требованиями к сумме активных температур в период от распускания почек до созревания ягод и вызревания однолетних побегов винограда. По этому признаку выявлены наиболее четкая и глубокая дифференциация, наибольший диапазон сортовой изменчивости [4].
По количеству дней, прошедших от начала распускания глазков до технической зрелости, все изучаемые сорта отнесены к группе с ранним сроком созревания (табл. 1, средние данные за 2009-2011 гг.).
Однако при рассмотрении этого показателя по каждому году отдельно в некоторые годы сорта могут созревать вместе со среднепоздней группой сортов.
По годам исследований колебания в календарных сроках прохождения фаз вегетации были незначительными и проходили примерно с одинаковой амплитудой.
Даты наступления фаз различных сортов близки друг к другу, за исключением фазы от начала до полного созревания ягод, когда особенно ярко начинают проявляться сортовые особенности.

Таблица 1


Сорт

|                      Дата наступления фаз вегетации

Число дней от начала распускания почек до наступления технической зрелости

Сумма активных температур от начала распускания почек до наступления технической зрелости. °C

Начало распускания почек

Цветение

Созревание ягод

начало

конец

начало

дата сбора

Августин (контроль)

26.04

27.05

05.06

23.07

13.08

110

2260

Лора

23.04

05.06

12.06

14.07

10.08

105

2169

Кантемировский

22.04

29.05

10.06

20.07

14.08

119

2181

Заграва

15.04

27.05

10.06

06.08

15.09

142

2850

Таблица 2


Сорт

| Коэффициент плодоношения центральных почек (Х„)

Разница значений Гп: max - min

Отношение значений К„:max/min

В среднем до 10 узла

min (с указанием узлов)

шах (с указанием узлов)

 

2010 г.

2011 г.

В среднем за 2 года

В среднем за 2 года

Августин

1,6

1,7

1,65

0,9(1)

2,0 (8)

1,1

2,22

Лора

1,9

1,4

1,65

0,6(1)

2,3(7)

1,7

3,8

Кантемировский

1,6

1,3

1,45

0,41 (1)

1,95(8)

1,54

4,8

Заграва

1,7

1,4

1,55

0,9 (2)

1,8 (7, 8,10)

0,9

2

В среднем за годы исследований сумма активных температур (3477 °C) была близка к среднемноголетним показателям (3454 °C). Сопоставление показателей теплообеспеченности центральной зоны Краснодарского края с данными потребности изучаемых сортов и форм в температуре показывает, что изучаемые сорта соответствуют данному климату: при биоинтродукции они сохранили присущие им биологические особенности по длине вегетационного периода.
Плодоносность почек в сильной степени зависит от погодных условий.
По данным исследователей, на формирование почек и соцветий влияют запасы влаги в почве, атмосферные осадки, температурный режим воздуха, продолжительность дневного освещения.
Анализ погодных условий за период исследований показывает, что тепловой и водный режимы в основном были благоприятны для закладки соцветий и их дифференциации под урожай.
Наиболее низкий общий уровень эмбриональной плодоносности характерен для 2010 г. (табл. 2).
Независимо от сортовых особенностей во все годы исследований минимальные значения коэффициентов плодоношения центральных почек (0,41-0,9) приходятся на первый — второй узел по длине однолетнего побега.
Уровень эмбриональной плодоносности нижних глазков свидетельствует о том, что для изучаемых сортов и форм можно применять короткую обрезку, обеспечивающую укрытие на зиму методом высокого окучивания.
Максимальные значения коэффициентов плодоношения центральных почек глазков приходятся у различных сортов и форм на разные узлы с большей или меньшей протяженностью по длине однолетнего побега. В основном это средняя зона (6-10-й узлы): они изменяются от 1,8 (Заграва) до 2,3 (Лора).
Наблюдается достаточно стабильное по годам размещение почек с максимальным коэффициентом плодоношения на одних и тех же узлах однолетнего побега в разрезе сортов, что дает право рекомендовать длину обрезки плодовых стрелок: 7-8 глазков для всех изучаемых сортов.
Согласно литературным данным разница между минимальными и максимальными значениями коэффициентов плодоношения позволяет установить реакцию сортов на изменение длины обрезки. Как видно, у изучаемых сортов изменение длины обрезки будет в меньшей степени сказываться на величине урожая у сорта Заграва, что свидетельствует о возможности плодоношения его в широком диапазоне длины обрезки. Наибольшая разница наблюдается у сорта Лора.
Соотношение максимальных и минимальных значений коэффициентов плодоношения центральных почек в определенной степени указывает на разнокачественность их плодоносности.
Наименьшим отношение было у сорта Заграва, а наибольшим у сорта Кантемировский.
Таким образом, изучаемые сорта винограда характеризуются различной плодоносностью центральных почек глазков, что проявляется уже с первого узла побегов.
Многие исследователи отмечают, что плодоносность почек в значительной степени может отличаться от плодоносности зеленых побегов. Фактическая плодоносность побегов может быть равна, выше или ниже эмбриональной, что прежде всего связано с процессами весеннего новообразования генеративных органов, превращения слабых форм в более развитые или редукцией эмбриональных соцветий.
Важное значение при реализации эмбриональной плодоносности имеют сохранность почек и характер повреждения глазков по длине однолетнего побега (особенно в зоне укрывного виноградарства).
При гибели центральных почек развиваются замещающие, плодоносность которых обычно ниже.
Часто в глазке повреждается конус нарастания центральной почки с соцветиями. В таком случае из ее нижней части развивается бесплодный побег.
Реализация эмбриональной плодоносности обеспечивается более полно при обильном питании зимующих глазков на протяжении всего вегетационного периода и зависит от длины обрезки лоз.
Из изучаемых столовых сортов преимущество по реализации потенциальной плодоносности (табл. 3, средние данные 2009-2011 гг.) имеют Августин и Кантемировский: у них фактическая плодоносность побегов ниже эмбриональной на 40-60 % (вероятно, сказались неблагоприятные условия осенне-зимнего периода).

Таблица 3


Сорт

Коэффициент плодоношения                                   |

Реализация коэффициента плодоношения центральных почек, %

центральных почек

побегов

Августин

1,33

0,8

60

Лора

1,13

0,46

40

Кантемировский

1,44

0,87

60

Заграва

1,54

0,77

50

Таблица 4


Сорт

| Нагрузка куста

Плодоносные побеги, %

|                   Коэффициент

Средняя масса грозди, г

Продуктивность побега, г

глазками

побегами

плодоношения

ПЛОДОНОСНОСТИ

Августин

28

14,5

60,2

0,86

1,4

441

418

Лора

20

13,5

51

0,74

1,34

403

465

Кантемировский

19

11,6

64

0,87

1,3

625

596

Заграва

23

13,4

64

0,86

1,31

508

471

HCP05

 

 

4,5

0,03

0,04

70,2

 

Проведенные исследования позволили составить характеристику плодоносности центральных почек глазков основных побегов у новых сортов при возделывании их в укрывной богарной культуре центральной зоны Кубани.
К основным показателям характеристики относятся средняя величина коэффициента плодоношения, характер распределения коэффициентов плодоношения по длине однолетнего вызревшего побега, степень разнокачественности почек по плодоносности; максимальное значение коэффициента плодоношения с указанием порядкового номера глазка (последняя величина может служить отправной точкой для установления оптимальной длины обрезки).
Изучен уровень реализации потенциальной плодоносности основных побегов в фактическую в зависимости от сорта.
Основными показателями плодоносности винограда, то есть элементами, из которых складывается урожай, служат число побегов, выращенных на единице площади виноградника, процент плодоносных побегов, число гроздей на плодоносный побег, средняя масса грозди.
Значения показателей плодоносности могут варьировать в определенных пределах в зависимости от биологических свойств сортов, природно-климатических условий их возделывания, приемов агротехники.
В наших исследованиях число побегов на куст зависело от нагрузки кустов глазками и доли распустившихся глазков.
По изучаемым сортам нагрузка кустов составляла 19-28 глазков на куст.
При установлении нагрузки кустов изучаемых сортов глазками учитывали силу роста побегов в сочетании с показателями плодоносности, биологические особенности сорта, использовали имеющиеся в литературе по некоторым из них рекомендации [5, 6].
Наименьшая нагрузка кустов глазками и побегами была у сорта Кантемировский, а наибольшая у сорта Августин (табл. 4, средние данные за 2009-2011 гг.).
Установлено, что плодоносных побегов больше у сортов Кантемировский и Заграва по сравнению с сортом Августин (разница в обоих случаях составила 4 %).
Важный ампелографический признак сорта — коэффициент плодоносности. У изучаемых сортов он колеблется от 1,3 до 1,4. Самый высокий показатель у сорта Августин, а самый низкий у сорта Кантемировский.
А. Г. Амирджанов отмечает, что поскольку при определении биомассы учитывают все грозди и побеги без разделения их на плодоносные и бесплодные, целесообразно процент плодоносных побегов и коэффициент плодоносности представлять одним производным от них показателем — коэффициентом плодоношения (среднее число соцветий на один развившийся побег). Исходя из численных значений коэффициента плодоношения, все сорта можно отнести в группу с высокой плодоносностью побегов, кроме сорта Лора — он входит в группу со средней плодоносностью.
Изучаемые столовые сорта отличаются очень высокой массой грозди (418-596 г). Установлено существенное превышение средней массы грозди у сорта Кантемировский (596 г) по сравнению с контролем.
Критерием продуктивности сорта служит продуктивность побега, объединяющая агробиологические и физиологические признаки и свойства сорта. Она определяется, как произведение средней массы грозди на коэффициент плодоношения побега.

Таблица 5


Сорт

Урожай                                                                                    |

с куста, кг

с 1 га                                                       |

всего

I стандартного винограда I

Августин

8,2

6,8

3,4

Лора

5,1

4,2

3

Кантемировский

5,2

4,3

2,8

Заграва

7

5,8

4

При оценке сортов винограда важно не только выявить их продуктивность, но и определить ее уровень.
В соответствии с абсолютной шкалой продуктивности, предложенной А. Г. Амирджановым, у всех изучаемых сортов очень высокая продуктивность побега (301-375 г).
Реакция изучаемых сортов на условия возделывания проявилась также в величине урожая (табл. 5, средние данные за 2009-2011 гг.): они характеризуются высоким уровнем урожайности (4,2-6,8 т/га).
Анализ результатов исследований по изучению биологических особенностей роста и плодоношения новых сортов винограда показывает, что они соответствуют условиям центральной зоны Кубани наравне с контролем.

Выводы.

В целях дальнейшего расширения сортимента винограда укрывной зоны Краснодарского края новыми столовыми сортами рекомендуем к государственному испытанию сорта Кантемировский, Лора, Заграва. Предлагаем использовать установленные агробиологические особенности роста и плодоношения новых сортов для разработки их сортовой агротехники (форма кустов, длина обрезки плодовых лоз, величина оптимальной нагрузки).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Егоров Е.А. Концепция развития виноградарства в южных регионах России/Е.А. Егоров, К.А. Серпуховитина, В.С. Петров// Виноделие и виноградарство. 2006. №4. С. 4-7.
  2. Жуков А.И. Сорта винограда селекции Анапской зональной опытной станции виноградарства и виноделия/А. И. Жуков, Н.Н. Апалькова, Г.Е. Никулушкина. — Анапа, 1997. 16 с.
  3. Кострикин И.А. Виноград: перспективные и новые сорта с элементами агротехники/И.А. Кострикин, А. Н. Майстренко и др. — Изд-во газеты «Наддніпрянська правда». Херсон, 1997. 180 с.
  4. Кострикин И.А. Технологическая оценка новых сортов винограда/И.А. Кострикин, Л.А. Лычева, А. Н. Майстренко//Виноград и вино России. 1992. №4. С. 5-7.
  5. Кострикин И.А. Новые сорта винограда для производства/И.А. Кострикин, А.Н. Майстренко//Виноград и вино России. 1993. №5. С. 3-5.
  6. Малтабар Л.М. Новые сорта винограда на Кубани/Л.М. Малтабар, П.А. Гугучкин, Е. Н. Котова, М. И. Панкин//Виноделие и виноградарство. 2002. №1 С. 40-42.