устойчивый неустойчивый виноград

Традиционно, большинство вин в мире готовятся из европейских сортов винограда Vitis vinifera, а наиболее популярные из них: Каберне Совиньон, Мерло, Шардоне и Пино Нуар – французские. Тем не менее, благодаря программе Национального института агрономических исследований Франции (INRA) INRA-ResDur,  французский винный ландшафт может оказаться на грани революции с медленным продвижением в пользу устойчивых сортов винограда.

Поиск устойчивых сортов винограда не нов, пришедшая в Европу во второй половине 19-го века филлоксера вынудила селекционеров усиленно искать решение этой проблемы, что привело к появлению гибридов прямых производителей. Хотя тогда, в итоге, наилучшим решением, оказалась прививка европейских сортов на устойчивые к филлоксере подвои. В 20-м веке исследования в области гибридизации винограда сместили свой акцент в сторону устойчивости к различным болезням, также как и филлоксера, завезенным на европейские виноградники с американского континента. Основные из которых – милдью и оидиум.
До сих пор обработка химическими веществами (а не гибридизация) были основным решением для борьбы с этими болезнями, но экономическое и экологическое давление создало потребность в более долговечном решении, для которого устойчивые сорта винограда кажутся идеальным ответом.
В 2010 году INRA совместно с Институтом виноградарства и виноделия Франции (Institut Francais de la Vigne et du Vin - IFV) развернула программу ResDur, чтобы включить ее в региональные программы развития. Ее цель состоит в выращивании сортов, «обладающих многоуровневой устойчивостью и производстве вин регионального характера» к 2030 году. В программе задействованы все основные винодельческие регионы Франции. INRA оценила эту инициативу, как «огромное усилие по улучшению сортов винограда, когда-либо предпринимаемое во Франции» и, возможно, даже в мире.

В 2018 году четыре официальных устойчивых сорта (Флореаль (Floreal),  Вольтис (Voltis), Артабан (Artaban) и Видок (Vidoc)) были включены в официальный французский каталог виноградных растений. Шнайдер заявил, что «включение первых четырех сортов Inra-ResDur в официальный каталог подтверждает концепцию сортов, сочетающих полигенную устойчивость к милдью и оидиуму с очень хорошими качественными показателями винограда и вина».

Кроме того, в настоящее время ускорена процедура отбора перспективных форм с помощью маркеров и полевых испытаний в нескольких местоположениях, сокращающая продолжительность до 15 лет от момента прорастания семян до внесения сорта в каталог.
Результаты региональных программ INRA по созданию устойчивых сортов, предназначенных для конкретных регионов, займут свое место в каталоге и, следовательно, в винном ландшафте к 2030 году.

Франция - не единственная европейская страна, которая инвестирует в устойчивые сорта винограда путем гибридизации. На самом деле, это запоздалое решение по выведению устойчивых сортов сравнительно с Германией, Италией, Швейцарией, Австрией и другими.
До сортов INRA-ResDur уже 25 европейских устойчивых сортов находятся в каталоге французских сортов винограда с временным или постоянным статусом. Это означает, что виноградари уже посадили их, вырастили и продают полученные из них вина. Однако европейские законы предусматривают, что для вин AOC  могут использоваться только 100-процентные сорта vinifera, а это означает, что вина, сделанные из устойчивых сортов винограда, на данный момент могут продаваться только как Vin de France (в 2010 году заменила устаревшую категорию Vin de Table).

Виноделы-виноградари Лангедок-Руссильона и Бордо были первыми, кто посадили устойчивые сорта, и сегодня на рынке появились несколько гибридных вин.
Семьей Дюкур из Бордо в 2014 году засажено 1,7 га Каберне Юра (красный) и 1,3 га Réselle (белый). Оба сорта выведены в Швейцарии в 1991 году и в настоящее время разрешены во Франции при условии соблюдения ограничений маркировки. С 2016 года Дюкур выпустили два кюве из гибридов: Metise Blanc производится из Réselle и Metise Noir из Cabernet  Jura. Джонатан Дюкур, менеджер по продажам и маркетингу, рассказал, что устойчивые сорта дружественны для окружающей среды, поскольку для их выращивания требуется очень мало химических средств. На сегодняшний день у компании около 10 га, засаженных устойчивыми сортами; и за последние пять лет общее количество используемой меди составило менее 0,7 кг/га по сравнению с 4 кг/га на 20 га с обычными сортами, обрабатываемыми органически.   

Арно Дескотс, технический директор CIVC, пояснил, что в следующем десятилетии Вольтис, станет идеальным решением для регионов, которые из года в год страдают от грибных заболеваний винограда, даже если сегодня все еще существуют некоторые сомнения в отношении  вкусовых качеств гибридных сортов.
Получение оптимального вкуса остается главным, и для этого продолжаются эксперименты со всеми семью утвержденными сортами винограда. Тем не менее, введение Вольтис в течение минимального периода времени - максимум 15 лет - с ограничениями на плантациях (максимум 5 процентов площади производителя) и ограничениями в смеси (максимум 10 процентов смеси) поможет виноделам в районах, пораженных болезнями.

Тем не менее, не все согласны с введением в правила наименований устойчивых сортов. Ксавье Планти, совладелец Château Guiraud в Сотерне решительно возражает против разрешения устойчивых сортов для терруарных вин. Планти утверждает, что нельзя гарантировать «чистоту» наименования вина, если сорта винограда, использованные для его создания, были «разбавлены». Он предупреждает, что интеграция устойчивых сортов значительно изменит целостность наименований и в конечном итоге может привести к гибели системы наименований. Планти также отмечает, что, помимо изменения вкусовых характеристик, биологическое разнообразие АОС подвергается риску. Биоразнообразие получило большой успех на французских виноградниках с появлением определенных клональных сортов в 1970-х годах. Сегодня эти клоны заменили менее продуктивные и более склонные к болезням сорта, которые были посажены во Франции до Второй мировой войны. Для сохранения исторического наследия, INRA, а также несколько межпрофессиональных организаций создали «музейные» клоновые виноградники старых сортов. Планти опасается, что интеграция устойчивых сортов как части наименования, еще больше ограничит закупки старых сортов винограда.

Жозе Вуйамоз, швейцарский генетик винограда, оспаривает утверждение о биоразнообразии: «После 200 лет выращивания винограда общая площадь гибридов в мире составляет всего 4,4%. Мы не можем назвать это революцией!» Он также оспаривает аргумент Планти относительно вин АОС. 

Планти, как и многие другие, ставит под сомнение долговременную устойчивость к болезням сортов, заявляя, что «есть результаты, показывающие, что милдью может адаптироваться и мутировать, чтобы обойти полигенную устойчивость».  Вуйамоз признает, что возможно это станет проблемой в долгосрочной перспективе, поскольку милдью и оидиум способны мутировать. Но, такая вероятность относительно невелика для полиустойчивых сортов.

Последний недостаток, который Планти отмечает в программе INRA ResDur, заключается в том, что решение принималось стандартно, без каких-либо дискуссий на уровне наименований и без учета альтернативных решений для милдью и оидиума. Многие виноградари во Франции достигли значительного прогресса в ограничении болезней на собственных виноградниках и без чрезмерного использования химикатов; но INRA, IFV и другие межпрофессиональные организации, до сих пор не проявили интереса к этим результатам.

Несмотря на это, похоже, что INRA ResDur остается, и, пользуясь официальной поддержкой, они вполне могут изменить  статистику гибридных сортов в ближайшие несколько десятилетий.