Содержание материала

Перевоплощения в животных раскрывают Диониса как нечто более значимое и опасное, чем бог вина. Он является воплощением животных, с которыми человек стремился ассоциироваться.
Психологический эффект состоял в том, чтобы освободить инстинкты человека от рабства, навязанного ему разумом и социальными нормами: поклоняющийся осознавал новую жизненную силу, которую он приписывал присутствию бога внутри него. (Доддс, 1960)

К концу третичной эры растения, принадлежащие к роду Vitis, были распространены по всей Японии, Восточной Азии, Северной Америке и Европе.
Во время последующих холодных и теплых периодов четвертичного периода ореол распространения уменьшился, так что все ее виды стали произрастать в пределах между 30° и 50° северной широты.

карта произрастания винограда

Предшественник современных сортов винограда постепенно эволюционировал при отборе человека. Ранние свидетельства его существования были обнаружены в различных частях юга Франции, Италии, Греции и восточного Средиземноморья.
Однако, как утверждал Леваду (1956), нелегко провести различие между дикими и культивированными формами винограда только по морфологии. Следовательно, чрезвычайно трудно определить места их обширного естественного распространения, где люди впервые начали выращивать виноградные лозы для производства вина. Негруль (1938, 1960) предположил, что очагом одомашнивания виноградной лозы были, вероятно, Малая Азия и Закавказье.
Тем не менее, существует мало прямых доказательств отбора Vitis vinifera в этом регионе (Нуньес и Уокер (1989)). Есть большая вероятность того, что виноград появился тогда и в регионах западной Евразии.  
А так же все больше свидетельств из юго-восточной Испании (Стивенсон, 1985) предполагает, что виноградная лоза была в Западном Средиземноморье в 2500-2000 г. до н.э.
В глобальном масштабе развитие виноградарства в Евразии и наблюдение, что ни один из других видов Vitis не использовался вообще для производства вина, позволяет предположить, что выращивание виноградных лоз и происхождение вина были не просто результатом естественного распространения этого рода.   
Вероятно, это было тесно связано с социальными, экономическими и идеологическими структурами, которые возникли на Кавказе и в северной Месопотамии в доисторические времена.
Действительно примечательно, что, несмотря на глобальное распространение видов, принадлежащих к роду Vitis, его использование для производства вина было ограничено до современного периода.
Таким образом, ни один алкогольный напиток, изготовленный из виноградной лозы, по-видимому, не производился в Америке до прибытия европейцев в шестнадцатом веке, хотя там были найдены многочисленные виды рода Vitis.
Вместо этого коренные народы Мезоамерики изготавливали алкогольные напитки, такие как пульке из магуэй,  тесгуино из проросших зерен кукурузы и балхе из медового вина, приправленного листьями Лонхокарпус. Интересно, что, как указывает Бруман (1967), многие из этих напитков были произведены на основе диких растений, и вероятно, что и вино в то время было изготовлено на Кавказе и в Месопотамии из дикого винограда. Таким образом, виноградарство и виноделие в глобальном масштабе  были довольно локализованы. По словам Исаака (1970), «дикий виноград Vitis silvestris широко рос в Европе и Азии, но первоначальное одомашнивание винного винограда V. vinifera, по-видимому, происходило между Кавказом, восточной Турцией и Загросом».

Символические особенности религии были чрезвычайно важны для распространения виноградарства. Происхождение виноградарства и виноделия может быть истолковано как часть развития особых религиозных и идеологических принципов, возникших в горном регионе недалеко от границ современных государств Ирака, Сирии и Ирана.
Последующее распространение религии на запад в Средиземноморье заложило основу для виноградарства и коммерческого производства вина в других частях мира, где его символическое значение ранее было неизвестно.
Возможно, что виноградные лозы выращивались для домашнего виноделия и в других районах Средиземноморья, и что Закавказье, возможно, было не единственным местом виноградарства, но это регион, в котором производство вина впервые пришло к символической и экономической важности одновременно.
Следуя работе Хан (1896; см. также Крамер, 1967), одомашнивание стадных животных, таких как крупный рогатый скот, тесно связано с развитием религиозных идей, Исаак (1970) утверждал, что развитие  сельского хозяйства было на основе религиозной революции, которая заменила широко распространенный культ матери-богини новыми  верованиями, основанными на идее смерти и возрождения.
Истоки виноградарства: символы и загадки 49 первобытного божества. По словам Исаака (1970): «Новый взгляд на мир основывался на вере в то, что мир возник из смерти первобытного существа или бога, чье убитое тело стало существующим миром».
всадник с гроздью винограда

Впоследствии мифы о плодородии распространялись для обеспечения непрерывного цикла сельского хозяйства, что привело к появлению ряда символических ритуалов, связанных с сельскохозяйственными сезонами.
Можно видеть, что и лоза, и вино играли четыре важные роли в этом развивающемся религиозном опыте, отражая метафорические отношения между символами:
(а) сама лоза, в своей очевидной «смерти» без листьев зимой и в своем возрождении весной, стала символом смерти и рождения для всего сельскохозяйственного цикла;
(б) в свою очередь, продукты виноградной лозы приобрели символическое и ритуальное значение, сохраняя в себе секрет перерождения, поскольку они могли выжить после осенней и зимней «смерти» материнской лозы в виде сухофруктов или вина;
(в) кроме того, вино с его способностью опьянять (порождать чувство «потустороннего мира») обеспечивало средства, с помощью которых люди могли фактически вступать в контакт с богами. В одно и то же время оно может также представлять дихотомию между «добром», когда его принимают в небольших количествах, и «злом», когда его принимают в избытке;
(г) в-четвертых, сам цикл связан с размножением человека благодаря способности вина изменять сознание и для облегчения общения.
Важно также напомнить наблюдение Бурдье (1977) о том, что символы могут использоваться теми, кто у власти, чтобы сохранять политическую или экономическую власть.
Владение виноградными лозами и знание того, как превращать виноград в вино, которое позволило последователям религиозных убеждений вступать в контакт с богами, поначалу могли быть охраняемой тайной, которую религиозная и политическая элита держала как способ укрепления своей власти и контроля над людьми.