Листья винограда сильно различаются по опушению нижней поверхности пластинки. Обычно в ампелографической практике принимается во внимание тип (характер) и степень опушенность листьев. Тип опушения зависит от наличия на пластинке листа определенного вида волосков (паутинок и щетинок) и их различного сочетания. Степень опушенности определяется количеством волосков, находящихся на единице поверхности листа.
Наряду с другими морфологическими признаками характеристика опушения нижней стороны листа широко применяется при ботаническом описании сортов, составлении определителей [3, 4, 9] и при классификации сортов винограда [15, 16, 26, 31].
Опушение листовой пластинки сильно варьирует в зависимости от сорта винограда (от редких волосков у одних сортов до сплошного покрова у других) и заметно изменяется под влиянием климата, почвы, длины дня, высоты над уровнем моря [7, 9, 13, 31, 33] и т. д. Об изменчивости этого признака по длине побега в литературе в основном в описаниях сортов имеются лишь общие указания и почти отсутствуют данные о том, как изменяется опушение в зависимости от разнокачественности побегов.
Тип опушения и его густота до сих пор определяются визуально или с помощью лупы с трех-, четырехкратным увеличением. Микроскопическое изучение опушения листовой пластинки ряда сортов покачало, что нередко качественная характеристика опушения в ампелографических литературных источниках не соответствует действительности (сорта Майский черный, Турига, Донзелино и др.).
Для различия густоты опушения ампелографами обычно применяются выражения сильное, среднее, слабое опушение М. А. Лазаревский [7, 9], указывая на неопределенность этих выражений, предложил тля каждого из них сумму признаков, которые в какой-то, но все еще недостаточной мере, конкретизировали эти понятия.
В связи с изложенным возникает необходимость дальнейшего уточнения методики определения опушенности листа.
Опушение нижней поверхности листьев винограда изучалось нами с помощью микроскопа МБН-4 при малом увеличении (в 80 раз) в 10-20 полях зрения по каждому сорту. Было просмотрено в Ялте: в 1963 г. 38 сортов, в 1964 г.— 23 сорта; в Предгорном опытном хозяйстве: в 1963 г.— 22 сорта, в 1964 г.— 13 сортов.
Таблица 9
Шкала опушения листьев винограда
1 Тр. уч. (трудно учесть) —под микроскопом паренхима листа хорошо видна сквозь сеточку волосков, но подсчет их затруднен.
Таблица 10
Изменчивость опушения нижней поверхности листьев в зависимости от места произрастания и по годам
1 При увеличении в 80 раз поле зрения микроскопа МБИ-4 S 2,27 мм2.
На эталонах схематически изображено количество волосков, которое расположено в поле зрения микроскопа при увеличении в 80 раз (окуляр 10х и объектив 8) у сортов с различным типом и степенью опушенность.
Изучение опушения листьев одних и тех же сортов в разных условиях произрастания показало, что тип опушения сохраняется почти без изменения. Количество волосков на единице поверхности листа в западно-предгорном Крыму по сравнению с Южным берегом варьирует в сторону увеличения (табл. 10, условные обозначения те же, что и в табл. 9). У некоторых сортов (Бастардо магарачский, Мадлен Анжевин) изменения в интенсивности опушения незначительны t=0,1—2,6), у других (Чауш, Турига) —весьма заметны (t=3,1—4,5).
Для установления достоверной разницы между отдельными сортами по густоте волосков необходимо, чтобы они по степени опушенности отличались в пределах шкалы не менее чем на 1—2 ед.
Опушенность листьев очень сильно варьирует в зависимости от положения их на побеге. Нижние листья опушены обычно сильнее вероятно потому, что они закладываются еще в зимующей почке, а верхние — слабее, так как формируются в период вегетации, в более благоприятных условиях. Количество паутинок на единице поверхности лила по длине побега варьирует несколько меньше, чем количество щетинок. Нередко разница в степени опушенности листьев различных ярусов доказывается математически (табл. 11).
Таблица 11.
Изменчивость степени опушенности листа по длине побега (1964 г.)
У большинства сортов листья побегов, развившихся из пасынковых почек, опушены слабее листьев основного побега (0,1—7,4). Листья побегов из спящих почек опушены обычно сильнее или в такой же степени, как листья основных побегов (0,4—11,4). Листья побегов из замещающих почек характеризуются почти такой же степенью опушенности, что и листья основных побегов, пли отличаются от них меньшей интенсивностью щетинистого опушения (1,0—4,6).
Большой интерес с ампелографической точки зрения представляет морфология опушения. Как известно, паутинистые волоски бывают лентовидные, закрученные спирально, и цилиндрические, обычно слабо закрученные или совсем прямые. Цилиндрические паутинистые волоски встречаются у сортов гораздо реже лентовидных и могут служить надежным признаком при определении сортов. Наблюдения за строением волосков (при увеличении в 400 раз) показали, что у одних сортов (Чауш, средний ярус листьев) цилиндрические паутинки встречаются ка листе вместе с лентовидными в одинаковом соотношении (см. рис. 3); в некоторых случаях цилиндрических волосков очень, мало (Бастардо магарачский). Лентовидные волоски сорта Изабелла тонкие и очень сильно переплетены между собой, Мадлен Анжевин — широкие, слабо закрученные. Щетинки у одних сортов короткие и толстые (Совиньон белый), у других — длинные и тонкие (Агадаи), у третьих (Сенсо, Чахни) и те и другие. На листьях нижнего яруса некоторых сортов встречаются волоски переходного типа — от щетинок к паутинкам.
Такое разнообразие в морфологическом строении волосков представляет определенную ценность при ампелографических исследованиях. Поэтому для правильной характеристики опушения с морфологической стороны назрела необходимость использования микрофотографий при оценке этого признака, однако вопрос этот требует дальнейшей разработки.
Из изложенного следует, что тип опушения листа, определяемый присутствием различных видов волосков (щетинок и паутинок), является малоизменяющимся ампелографическим признаком. Интенсивность опушения, хотя и подвержена значительному варьированию под влиянием окружающей среды, а также в зависимости от положения листа на побеге и разнокачественности побегов по происхождению, при условии указания пределов варьирования может быть использована при выявлении синонимов, составлении определителей сортов и проведении других ампелографических работ.