Вы открыли бутылку вина, которое должно быть выдающимся и запоминающимся. Но когда вы подносите нос к стеклу бокала, то отшатываетесь - вино пахнет чем-то, что вы вытащили из забытого угла сырого подвала. В чем же проблема? Скорее всего это ТСА.

винные пробки

Что это такое?

TCA обозначает 2,4,6-трихлоранизол, химическое вещество, настолько мощное, что даже в бесконечно малых количествах оно может вызывать затхлый аромат и вкус в винах. Соединение образуется при взаимодействии растительных фенолов, хлора и плесени. Чаще всего это происходит в натуральных пробках (TCA может даже образовываться на коре дерева) и переносится в вино в бутылках - вот почему вина с такими неприятными запахами часто называют «пробковыми». Но порча может возникать в других местах на винодельнях, где влажные поверхности и чистящие средства на основе хлора являются обычным явлением: бочки, деревянные поддоны, деревянные балки и картонные коробки - все это источники фенолов. Если TCA остается не обнаруженным, он может распространяться и портить вина.

Как я узнаю об этом?

Причины возникновения «пробковой» болезни вина до конца не изучены. Внешне определить, испорчено вино или нет, невозможно.
Хотя порча из-за TCA не представляет проблемы для здоровья любителей вина, ТСА может испортить вино.
В худшем случае ТСА делает аромат вина заплесневелым или затхлым, как картон, влажный цемент или влажные газеты. В таком случае вино не пьют.
В более легких случаях TCA просто лишает вино его аромата, без заметного дефекта делая насыщенные, с богатой фруктовой ароматикой вина тусклыми или приглушенными. Это может привести разочарованию в купленном вине, не имея возможности точно определить, почему это произошло.
Эксперты говорят, что люди в зависимости от их генетики и опыта винопития сильно различаются по своей способности воспринимать TCA в вине.
Некоторые производители пробки утверждают, что допустимы уровни 6 или даже 10 частей на триллион (ppt), так как многие люди не заметят TCA на этом уровне. Тем не менее, исследования в Европе и в Университете Калифорнии в Дэйвисе показывают, что некоторые дегустаторы могут обнаруживать TCA в диапазоне от 1 до 2 ppt, а редкие дегустаторы могут воспринимать его даже на более низких уровнях. Люди с более высокими пороговыми уровнями восприятия ТСА могут воспринимать отрицательную характеристику, не имея возможности ее идентифицировать.
Не существует правовых стандартов для приемлемого уровня TCA в вине.

Насколько это распространено?

Как и в случае с порогами восприятия, оценки частоты появления ТСА в винах сильно различаются. В прошлом указанное число варьировалось от 1% до 15% всех вин, в зависимости от того, исходили ли оценки от производителей укупорочных средств, виноделов или из другого источника. Начиная с 2005 года офис Wine Spectator в Напе отслеживает количество «пробковых» бутылок в дегустациях калифорнийских вин, а процент бракованной пробки в этой категории снизился с 9,5% в 2007 году до 3,7% в год в 2012 г.. В отрасли производства пробки существует иная оценка количества пробковых пробок: обычно от 1 до 2 %.

Есть ли другие причины «пробковых» вин?

Да, есть. Если это повторяется во многих бутылках одного и того же вина, из года в год или от партии к партии, или несколько вин одной и той же винодельни имеют одинаковые недостатки, то проблема, скорее всего, возникает не только из-за нескольких плохих пробок. Там могут быть широко распространенные загрязнения винодельческих подвалов.
Многие случаи загрязнения вызваны другими экологическими проблемами на винодельнях, такими как заплесневелые погреба, противогрибковая обработка и огнестойкие краски. Как и ТСА, соединение под названием 2,4,6-триброманизол (ТБК) испускает затхлый аромат мокрой бумаги, а это вещество используется в консервантах для обработки древесины.
Загрязнение от химически обработанной древесины в отремонтированных подвалах мучило многие поместья во Франции, особенно в 1990-х годах. Некоторым хозяйствам пришлось снести и реконструировать здания, чтобы искоренить проблему.