BBC News
Натуральные пробки для укупорки вина "пробиваются" из полосок пробковой коры
Если вы регулярно пьете вино, то вы почти наверняка не раз и не два открывали бутылку с пробковой болезнью. В результате испорченной пробки вино пахнет и имеет неприятный вкус - все мускусное и заплесневелое.
Цифры о том, сколько винных бутылок, запечатанных пробкой, подвержены влиянию пробковой болезни горячо оспариваются, но в исследовании 2007 года этот показатель был равен 1 из 10 бутылок.
Беспокойство за репутацию, потерянные деньги на вино, вылитое в раковины привело к тому, что виноделы во всем мире при укупорке бутылок с вином продолжают отказываться от натуральной пробки в пользу металлических завинчивающихся крышек. Этот процесс настолько быстро развивается, что пробка прошла путь от запечатывания 95% винных бутылок во всем мире в 1990-х годах до всего 62% в 2009 году.
Это плохая новость для португальских производителей - основных поставщиков пробки на мировом рынке, получающих ее из лесов пробкового дуба на юге страны. Тем не менее, эта отрасль производства активно сопротивляется.
Но что именно вызывает пробковую болезнь? Это вызвано химическим соединением, известным как ТСА .
Если коротко, то TCA производят крошечные воздушные грибы, которые прикрепились к пробке. Это не вредно, но может ухудшить вкус вашего вина или лишить его вкуса.
Карлос де Хесус, директор по маркетингу крупнейшего в Португалии производителя пробки Аморим (Amorim), признает, что около 13 лет назад в некоторых странах казалось, что будущее натуральной пробки выглядит мрачно. «Конечно, у всего есть свои плюсы и минусы, но в 2003–2004 годах был момент, когда на некоторых рынках появлялось настолько негативное отношение к пробке, отказывая ей в будущем. В основном, это касается Австралии и Новой Зеландии», - говорит он.
Пробку выращивают на деревьях в течение девяти лет
Господин де Хесус говорит, что Аморим возглавляет усилия по предотвращению попадания в систему пробок, зараженных TCA. Это стало возможным благодаря процессу «NDTech» - используя высокотехнологичные сенсорные машины для отбраковки любых плохих пробок. «Мы можем провести этот анализ не за минуты, а за секунды! Теперь мы можем дать индивидуальную гарантию на каждую пробку».
И несмотря на большой долю перехода виноделен на закручивающиеся колпачки, особенно в Австралии и Новой Зеландии, Amorim теперь производит 4,4 миллиарда пробок в год из общего количества в отрасли 12 миллиардов, что сопоставимо с 4,7 млрд. закручивающихся колпачков в год и 1,8 млрд. бутылок с пластиковыми пробками.
Несмотря на усердную работу Аморима и других представителей португальской пробковой индустрии по борьбе с TCA, представитель известной австралийской винодельни Митчелл Тейлор говорит, что не думает, что когда-нибудь вернется к пробкам.
Ежегодно производится 12 миллиардов натуральных пробок
Господин Тейлор является управляющим директором винодельни Тэйлор Вайнс (Taylors Wines), известной в Великобритании как Wakefield Wines). Taylors Wines - семейная винодельня, основанная в 1969 году и расположенная в долине Клэр в Южной Австралии. В 2004 году это была первая крупная австралийская винодельня, решившая полностью отказаться от пробки и укупоривать все свои вина только завинчивающейся крышкой.
«Мы обнаружили, что у нас были проблемы с ТСА и случайным окислением у 10-15% наших вин, и мы смогли устранить это за одну ночь», - говорит он. «Мир двигается вперед, я сравниваю возвращение к пробке как возвращение от автомобиля к лошади с телегой - раньше это был отличный вид транспорта, но на сегодня мы уже очень далеко продвинулись в современных технологиях».
И все же, несмотря на то, что господин Тейлор категорически против натуральной пробки, никуда не девается тот факт, что подавляющее большинство лучших европейских и американских вин по-прежнему запечатаны именно пробкой.
В дополнение к традициям и постоянному представлению о том, что вино, укупоренное с помощью пробки, будет более высокого качества, натуральные пробки на протяжении веков подтверждают свою репутацию в том, что они помогают зрелым винам созревать, постепенно впуская крошечное количество кислорода, а это именно то, что завинчивающаяся пробка не может обеспечить.
Винодельня Гргич Хиллз (Grgich Hills Estate) в калифорнийской долине Напа – одна их тех, которая в основном придерживается натуральных пробок, используя их на 70% своих вин. Обычно стоимость высококачественной португальской пробки составляет около 70-93 центов США.
Австралийская винодельческая фирма Taylors первой в этой стране полностью перешла на использование завинчивающихся крышек
Иво Джерамаз, вице-президент Гргич Хиллз по выращиванию и производству винограда, говорит: «согласно исследованиям, опубликованным на сегодняшний день, установлено, что ТСА влияет на 3-5 пробок из 1000, а не на 3-5 из 100, так что это намного меньше, чем было раньше».
Он добавляет, что «дорогим винам высшего качества» нужны натуральные пробки, «точно так же, как вы не будете их пить из одноразового стаканчика».
Гргич Хиллз вообще не использует никаких завинчивающихся крышек, и вместо этого для остальных 30% своих бутылок он экспериментирует с новой пробкой под названием Диам (Diam).
Пробки Диам разработаны французской фирмой с таким же названием, они изготавливаются путем измельчения пробки в гранулы, которые обрабатываются углекислым газом для удаления TCA перед прессованием и склеиванием массы в форму пробки.
Пробки Диам в настоящее время быстро набирают популярность, особенно среди французских виноделов, стремящихся к рынку в средней ценовой категории.
Новые пробки Диам (Diam) изготовлены из обработанных и спрессованных пробковых гранул.
Марк Пардо из знаменитого британского магазина по продаже алкоголя Berry Bros & Rudd говорит, что натуральная пробка по-прежнему является «предпочтительной укупоркой для вин, требующих выдержки». Он добавляет: «Ее эластичность и способность обеспечивать очень мягкое окисление при правильном хранении вина делают пробку непревзойденной укупоркой для вин с длительным хранением. Прогресс в методах обработки пробки говорит о том, что некоторые производители пробки теперь могут дать гарантии и отслеживание каждой пробки, чтобы застраховать любителя вина от все реже встречающихся бутылок с пробковой болезнью. И, как таковая, пробка все еще является укупоркой для первоклассного вина, хотя каждая премиум-винодельня экспериментирует и с другими способами укупорки».
Португальская индустрия пробки также стремится подчеркнуть свои экологические качества, особенно тот факт, что для сбора пробки деревья не вырубаются. Вместо этого пробка снимается вместе с корой коры, а затем отрастает заново в течение девяти лет, и дерево при этом не гибнет.
Завинчивающиеся крышки могут устранить угрозу TCA, но многие задаются вопросом: работают ли они для вин, которые нужно хранить в течение многих лет.
Майкл Коланджело, вице-президент нью-йоркской PR-компании Colangelo & Partners, которая занимается продвижением португальской пробки в США, говорит: «Многие люди до сих пор не знают, что получение пробки не влечет за собой вырубку деревьев. Это похоже на стрижку овец - вы же не убиваете овцу, чтобы состричь с нее шерсть».
Рамиро Баптиста, менеджер пробковой фирмы Portugalia, добавляет, что мировая винодельческая отрасль достаточно велика, чтобы у всех форм укупорки было светлое будущее.