Глина для виноградарей может быть проблемой, но она также может помочь в производстве одних из лучших вин в мире.
Глина знакома всем: выйдите в поле зимой при плюсовой температуре воздуха, а она прилипнет к вашим ботинкам, мешая вам идти - с каждым шагом ноги будут тяжелеть.
Садоводы могут проклинать глинистые почвы за отсутствие дренажа, тяжеловесность и монолитность. А гончары полагаются на глину: без той пластичности, этой способности держать тонкую и изящную форму наши тарелки и чашки были бы сделаны — из чего? Металл? Пластик? Мы все принимаем глину и ее замечательные свойства как должное.
Давайте разберемся одном интересном вопросе, а именно: с точки зрения виноградарства и виноделия глина – это герой или злодей?
С одной стороны, глина плохо дренирует, а виноград любит дренаж, кусты винограда ненавидят «мочить ноги». Но наступит жаркое сухое лето, и Сент-Эстеф в Медоке будет трубить о своем преимуществе перед более гравийными апелласьонами: скажут, что наша глина держит воду, наши кусты не подвергались стрессу, в отличие от их соседей-бедняжек.
Глинистые почвы, как правило, холоднее и медленнее прогреваются весной, потому что они более влажные. В Бордо они, как правило, ассоциируются с более ранним созреванием сорта Мерло, который может справиться с такими вещами.
Так что же это за моенты, за которые виноградарям позволено глину любить и ненавидеть одновременно?
Существуют разные способы определения глины или ее описания. Один из способов - по размеру частиц: самые маленькие частицы - это глина размером не более 0,002 мм. Это действительно очень мало.
Несколько больше размер частиц, и это уже илистые почвы. Снова немного крупнее частицы, и у нас есть песок, и хотя песчинку вы можете увидеть невооруженным глазом, вам понадобится довольно мощная лупа, чтобы увидеть частицу глины.
Геолог Алекс Малтман в книге «Виноградники, камни и почвы» (Vineyards, Rocks and Soils, Oxford University Press, 2018) говорит, что если представить себе песчинку размером с винную бочку, то отдельная частица глины будет меньше монеты.
Если вы описываете почву с точки зрения размера частиц, вы переходите от песка к гравию и далее. Если смотреть с этой точки зрения, то разница между липкой массой, прилипшей к вашим ботинкам, и галет руле (galets roulés)* из Шатонеф -дю-Пап сводится лишь к размеру частиц. Но здравый смысл подсказывает, что все не так просто. А глина, оказывается, совсем не простая: это замечательнейший материал с необыкновенными свойствами.
Итак, что можно сказать о глине
Прежде всего, то, о чем сказано выше, - это разные виды глины. Они различаются в зависимости от содержащихся в них глинистых минералов, а это зависит от вида породы, из которой они образовались, поскольку глина должна выветриться из породы. Гранит, содержащий полевой шпат и кварц, может превращаться в глинистый минерал каолинит. Магматическая порода может выветриваться до монтмориллонита - другого глинистого минерала.
Это имеет большое значение, если вы куст винограда. Виноградные лозы, как известно, получают питательные вещества из почвы посредством катионного обмена, причем катион представляет собой атом с положительным электрическим зарядом. (Катионы связываются с отрицательно заряженными частицами в почве и могут обмениваться на другие положительно заряженные частицы в почвенной воде).
Каолинит обладает довольно низкой катионообменной способностью, поэтому такие почвы относительно неплодородны. Монтмориллонит обладает высокой способностью к обмену катионов и поэтому плодороден — это одна из причин, почему во всем мире вулканические почвы так много могут предложить виноградникам. Но опять же, то, что может показаться недостатком, иногда может быть преимуществом: неплодородные почвы могут ограничивать рост кустов винограда.
В случае с глиной ключевые слова «все зависит от…».
Глина формируется в виде пластин. То, как эти пласты связаны на молекулярном уровне и как они устроены, приводит к различным водоудерживающим свойствам, но та глина, которую вы счищаете со своих ботинок, имеет ошеломляющую площадь поверхности. Мальтман говорит, что благодаря листовой структуре и мельчайшим размерам частиц глины один грамм сухой глины может иметь площадь поверхности, превышающую площадь двух парковочных мест. Обдумайте это, если сможете представить себе.
Между этими листами попадает вода, и то, что происходит потом, сказывается на виноградном растении. Если эта вода там и останется, то может стать ценным источником воды для кустов винограда в засуху.
Однако некоторые глинистые минералы расширяются при нагревании, вытесняя воду. Набухающие глины, которые расширяются при намокании, могут блокировать естественные дренажные каналы в почве, по которым вода может просочиться вниз. И тогда получится заболачивание.
При набухании глины из почвы вытесняется кислород, и именно это и есть настоящая причина, по которой виноградные кусты не любят «мочить ноги» - набухшей, заболоченной почве не хватает кислорода.
Читайте здесь: Жизнь корней винограда
Почвы на основе каолинита хорошо дренируются. Он не сильно набухает, поэтому не забивает почву, но может долго сохранять небольшое количество воды. И, как мы видели, это не способствует росту кустов. Так что это может быть полезно на виноградниках.
Но это полезно и в других отношениях. Если вы пользуетесь солнцезащитными спреями, которые производят некоторые производители, то знайте, что они сделаны из каолинита. Это также осветлитель (как и бентонит, второе название монтмориллонита). И способность каолинита формировать прочные, но тонкие формы означает, что это материал, из которого сделан изящный фарфор. Это давным-давно установили древние китайцы и впоследствии сообщили об этом всему миру.
Глина есть везде
Монтмориллонит, один из группы глинистых минералов, называемых слоистыми силикатами смектитами, получил свое название от города Монморийон (Montmorillon) во департаменте Вьенна на западе Франции. Он с готовностью впитывает воду, сильно набухая при этом, со всеми преимуществами и недостатками, которые это может иметь для кустов винограда.
Однако во время засухи монтмориллонит имеет тенденцию сжиматься и высыхать, поэтому ему не обязательно нужна вода, когда виноградные лозы больше всего в ней нуждаются, или в период засухи. Где найти такие почвы? Они есть в Токае, там монмориллонит выветривается из-за многочисленных вулканических пород региона. Как и в части Бургундии. То же самое и с винодельческим хозяйством Петрюс, который, кажется, содержит больше смектита, чем остальная часть Помероля.
Богатый железом смектит в Петрюсе, где глина проступает сквозь гравий, может привести к некоторому водному стрессу на лозах, хотя обычно не слишком сильному. Он набухает, затем сжимается и трескается. Говорят, что там у кустов «ноги не промокают». Но корни в такой почве и не очень далеко уходят, потому что она очень плотная. Корни уходят всего на один-два метра. Это помогает также ограничить энергию роста кустов винограда.
На виноградниках Латур смектит тоже находится у поверхности, под слоем гравия, и, когда глина находится так высоко, есть прямая связь с качеством вина. Когда слой глины находится ниже, под значительным слоем гравия наверху, он может не придавать винам такой привлекательности, но его водоудерживающие свойства полезны. Свободно дренирующий гравий сам по себе хорош во время дождливых сезонов, но не так хорош в засуху. Виноградники Лафит, чьи вина так отличаются от Латур по стилю, имеет гравий поверх известняка.
Каолинит и монтмориллонит — не единственные глинистые минералы, их много, все немного разные. Есть и иллит, и хлорит, и вермикулит, и много-много других, и так далее, на страницу или две, если бы у нас было достаточно места и времени для перечисления. На винограднике в почве, как правило, содержится много различных глинистых минералов. Любая оценка роли глины на данном винограднике — дело сложное, зависящее не только от того, что еще есть в почве вместе с глиной, но также и от того, где находится глина.
На Кот-д'Ор глина смешана с известняком. Смектитовые глины, которые набухают и сжимаются, в основном встречаются в красных Гран крю и в изобилии на среднем склоне Кот-де-Нюи; белые Гран крю часто содержат каолинит. В верхней части склонов могут быть вермикулит и иллит, в нижней части может быть каолинит. Этот известняк может выветриваться до всех видов глинистых минералов, в зависимости от того, что в этом регионе смешивалось при формировании породы.
Читайте здесь: Виноделие: что такое крю
Геолог Гэри Джордан, винодел из Jordan Wines в Стелленбоше, ЮАР, планирующий также заняться виноделием в Маусхолле на меловых холмах английского Сассекса, говорит, что содержание глины в обоих местах одинаковое, около 30%. На его виноградниках в Стелленбоше глина, в основном, получена от полевого шпата и минералов слюды в граните, а в некоторых местах - каолина, полученного из оловосодержащего гранита. В Сассексе глина образуется из аргиллитов и алевролитов и, соответственно, отлична по составу от стелленбошской; она может довольно резко сжиматься и набухать.
Однако климат в этих двух местах разный. «Дренаж почв с высоким содержанием глины гораздо важнее в более прохладном климате Англии», — говорит он. «В то время как в Стелленбоше и Лондоне может быть одинаковое годовое количество осадков, в Стелленбоше их больше всего зимой. Вегетационный период — вот то время, когда нужно беспокоиться о том, что глина удерживает слишком много воды».
В Стелленбоше более прохладные южные склоны подвержены более сильному выветриванию, а более теплые склоны, обращенные к северу, более гравийные или каменистые, но именно глина в недрах обеспечивает влагу, чтобы виноградники могли пережить жаркое и сухое лето. «Без глины виноградники бы сильно страдали от засухи», — говорит Джордан.
«Однако то, что стало для меня откровением, — добавляет он, — это то, какими сухими становятся меловые почвы в Сассексе, поэтому мне думается, что в жаркое сухое лето очень приятно иметь виноградники на глинистых почвах».
By Маргарет Ранд (Margaret Rand)
* galets roulés – это довольно крупные округлые гладкие камни, они являются частью терруара в долине Роны. В переводе словосочетание означает «скрученные камешки». Состоят преимущественно из кварцита и считаются неотъемлемой частью роста кустов винограда и, что более важно, созревания ягод. Они поглощают тепло дневного солнечного света, а затем ночью медленно выделяют это тепло.