Содержание материала

Установлено, что вид Botrytis cinerea Pers. ex Fr. — возбудитель серой гнили многих культур — состоит из группы отличающихся друг от друга разновидностей [6, 19]. Тем не менее, в обширной отечественной и зарубежной литературе отсутствуют какие-либо данные о присутствии различных форм гриба Botrytis cinerea на пораженных серой гнилью органах виноградного куста.
При изучении коллекции штаммов гриба вида Botrytis cinerea, собранной в различных зонах Крыма с больных серой гнилью ягод винограда, нами было установлено, что эти штаммы относятся к пяти разновидностям, обладающим более или менее установившимися морфологическими отличиями.
Внешний вид колонии, типичный для данной питательной среды, сохраняется при многократных пересевах как моноспоровых культур, гак и при высеве кусочков мицелия со спорами или водно-грибной суспензии.
У всех изучаемых штаммов, помимо макроконидий, были обнаружены головки микроконидий, образование которых приурочено, главным образом, к ухудшению условий питания гриба (на бедных по питательности средах и в старых культурах). Головки микроконидий имеют ненициллоидный тип конидиофоров со стеригмами и компактное расположение в виде округлой массы однородных мелких круглых спор (около 2 мк в диаметре). Прорастить эти споры нам не удалось.
Ниже дается описание колоний разновидностей Botrytis cinerea после 20-дневного роста культур на солодовом сусло-агаре.
Штамм 2 — окраска колонии светлая (почти белая) с песочным оттенком. Среднеразвитый пышный мицелий. Конидиеносцы высокие (5—10 мм), неравномерно расположенные, толщиной 11,25—22 мк, в относительно небольшом количестве. Головки макроконидий содержат по 100-150 спор, размер макроконидий 13,45х9 мк. Склероции размером 13 мм выпуклые, интенсивно-черной окраски, расположены в основном по краям колонии. Микроконидий мало (рис. 3).
Штамм 3 -окраска колонии темно-серая с песочным оттенком. Мицелий хороню развитый. Конидиеносцы высокие (8-   10 мм), неравномерно расположенные, толщиной 7,75-15,75 мк. Спороношение обильное. Головки макроконидий содержат по 100—150 спор, средний размер макроконидий 10,57x8,77 мк. Склероции крупные (до 8 мм), расположены по краям колонии. Микроконидий мало.
Штамм 20 — окраска колонии темно-серая. Мицелии относительно слабо развит. Конидиеносцы невысокие (24 мм), равномерно расположенные по всей поверхности колонии, толщиной 4,5-13,5 мк. Спороношение обильное. Большое количество головок макроконидий содержит но 50—250 спор. Средний размер макроконидий 9,69x6,52 мк. Склероции немногочисленные, мелкие, расположены по краям колонии. Микроконидий мало (рис. 4).
Штамм 23 окраска колонии неравномерная: от светло-серого до темно-серого с коричневым оттенком. Мицелий среднеразвитый. Конидиеносцы невысокие (3-6 мм), толщиной 7,87-16,87 мк, неравномерно расположенные. Большое количество головок макроконидий содержит по 100—150 спор. Средний размер макроконидий 9,57x8,45 мк. Склероциев мало, расположены по краям колонии. Микроконидий мало.
Штамм 30 — окраска колонии серам, дымчатая со стальным оттенком. Мицелий хорошо развит. Конидиеносцы высокие (7 —10 мм), толщиной 4,5—18 м/с. Спороношение не обильное. Средний размер макроконидий 9,57x8,45 мк. Склероциев нет или мало. Многочисленные крупные головки микроконидий.
Изучалась биология выделенных штаммов: рост и развитие их на разных по питательности средах, при разных температурах, проводился биометрический анализ макроконидий.
Наиболее благоприятным для развития мицелиальной ткани оказался солодовый сусло-агар, для образования макроконидий — мясопептонный агар и глюкозо-крахмало-пептонная среда, для микроконидий— голодный агар, а для образования склероциев—среда Чапека и глюкозо-крахмало-пептонная среда.

Однако на фоне этих пяти сред культуральные признаки разновидностей сохранялись они различались по темну роста и развитию мицелия, по окраске колоний, количеству и превалирующей форме макроконидий, ио количеству и размерам образуемых склероциев и т.п. Наиболее интенсивно на всех средax развивался штамм 3 (разделенный нами на 2 разновидности — светлую и темную. Этот штамм при многочисленных пересевах образовывал светлые сальтанты, моноспоровая культура которых была названа нами «штамм 3 светлый»). Наиболее медленно рос штамм 20. Быстрее всего шел рост у всех разновидностей на солодовом агаре, затем на глюкозо-крахмало-пептонной среде и среде Чапека и значительно медленнее на картофельном агаре (рис. 5 и 6).

Наиболее благоприятными температурами для роста культур были температуры 15—23°С. При более низких и более высоких температурах рост культур замедлялся, а при 29о С прекращался (рис. 7). Низкая температура (10—13° С) способствовала образованию склероциев. Разновидности отличаются друг от друга по термофильности.
Из испытанных 20 углеводов (на фоне среды Чапека без углеводов) на рост всех разновидностей Botrytis cinerea положительно влияли сахароза, глюкоза, фруктоза, а отрицательно — лактоза и инозит.
Из азотсодержащих соединений (на среде Эшби) росту грибов способствовала аммонийная форма азота и отрицательно влияли гидразин и гидроксиламин.
Однако по действию остальных неупомянутых форм углеводов и азотсодержащих соединений между разновидностями также отмечались различия.
В условиях Крымской области было изучено, на каких органах виноградного куста образуется зимующая форма гриба — склероции, период их формирования, способность к прорастанию в течение года. Установлено, что основным местом перезимовки гриба являются листья (их пластинки и черешки), ягоды винограда, гребни гроздей и в меньшей степени побеги (отмирающие на почве остатки после обрезки).


Рис. 6. Интенсивность роста штамма 30 на разных средах при 18—21° С (обозначения те же, что и на рис. 5).

Дни роста
Рис. 7. Интенсивность роста штамма 3 светлого при различных температурах.

На листьях и ягодах склероции очень выпуклые, большие к устью округлые, различной величины, тогда как на побегах они удлиненной формы. На виноградниках прорастание прошлогодних склероциев в конидиальное плодоношение наблюдалось в 1965 г. до 10/IX, а образование новых склероциев на вегетативных частях куста данного года началось уже с 23/IX.
Что касается обязательного прохождения склероциями периода промерзания для прорастания в конидиальное спороношение, как видно из литературных данных [10], то нашими опытами это положение опровергается: склероции, образовавшиеся в культуре на искусственных питательных средах и хранившиеся при комнатной температуре, прорастают также интенсивно. Отмечается лишь некоторое влияние на активность прорастания питательной среды, на которой прошло их образование.
В работах сотрудницы Гейзенгеймского института защиты растений (Германия) Ф. Штельвааг-Киттлер [цит. по 12] указываются определенные параметры для начала развития серой гнили на ягодах винограда — плотность сока 1,025 и выше и относительная влажность воздуха в течение целого дня не ниже 95%. Для уточнения этих данных для условий Крыма нами проводился в динамике химический анализ сока ягод сортов Пино серый, Алеатико, Мускат белый, Пино черный, Тербаш и Ркацители, начиная с содержания сахара в соке ягод 1,5—2,5% и общей титруемой кислотности 28—33 г/л. Одновременно часть сока в стерильных пробирках инокулировалась различными штаммами Botrytis cinerea, а в условиях влажной камеры ягоды соответствующих сортов также заражались грибом, причем часть ягод оставлялась неповрежденной, а часть накалывалась иглой.
Сок ягод и ягоды с поврежденной кожицей с первых же дней анализа порастали грибами, что показало на отсутствие зависимости поражения ягод от сахаристости сока. Ягоды же с неповрежденной кожицей начали порастать грибом значительно позже, при 6—13% сахаров по разным сортам.
Из литературных данных [15, 29] известно, что при высокой влажности Ботритис цинерея развивается не только на ягодах, но и на побегах и листьях винограда.

В условиях Крымской области серая гниль поражает только ягоды, причем сорта винограда значительно отличаются по устойчивости к атому заболеванию. При наблюдении за поражаемостью серой гнилью различных сортов винограда, имеющихся в производственных посадках в Предгорном опытном хозяйстве института «Магарач» (Бахчисарайский район), выявилось, что наиболее восприимчивыми сортами являются Пино черный, Юмалак белый, Бахтиори и Кульджинский, у которых развитие болезни характеризовалось соответственно следующими цифрами (в %)—47,6; 38,3; 25,8; 22,3. У сортов же Ркацители, Мцване, Тайфи розовый, Кара узюм, Баян ширей, Цимлянский черный, Мурведр. Саперави, Майский черный, Турига процент развития болезни не превышал 2,0, у сортов Хипдогны, Алеатико он составлял 4- 5%, а у Алиготе— 12,6%.
При просмотре 61 сорта из коллекции на южнобережной базе института «Магарач» (Ялта) наиболее высокий процент развития болезни отмечен у сортов: Шира узюм (50), Фурминт (38,5), Зант белый (35,8), Греческий розовый (29,6), Фетяска белая (33,0), Зерва (22,9), Плавай (23,9), Мускат венгерский (20,6), Гивсиз сэры (21,9), Ольховский (20,3). Наименьший процент развития болезни отмечен у сортов Чабан халиль кара (0,6), Танагоз черный (0,9), Козский столовый (0,5), Мисеюли кара (0,04), Альбурла розовая (0,2), Мускат кутласский (0,3), Манжил ал (0,5), Мактор цибил (0,4), Забалканский (0,2),

Санта Морена (0), Зант красный (0,2), Зант желтый (0,8), Зант черный (0,9), Цимлянский черный (0,8), Кизиловый (0,1), Варюшкин (0,9), Кок пандас (0,2), Харко (0), Хачадор (0,5), Пухляковский (0,8), Косоротовский (0,3).