НОВОЕ В БИОЛОГИИ ВОЗБУДИТЕЛЕЙ ЗАБОЛЕВАНИЙ ВИНОГРАДА И РАЗРАБОТКА МЕР БОРЬБЫ С НИМИ
М. А. ЦУБЛИЦКАЯ, Е. К. ЗАСС, Н. А. РЯБЦЕВА
Для создания научно обоснованной системы мероприятий по борьбе с главнейшими болезнями винограда в Крымской области (милдью, оидиумом, серой гнилью) отделом защиты растений ВНИИВиВ «Магарач» проводилось в 1961 —1965 гг. изучение биологии возбудителей тих заболеваний и испытывались новые пестициды в лабораторном, полевом и производственном опытах.
ИЗУЧЕНИЕ БИОЛОГИИ ВОЗБУДИТЕЛЕЙ ЗАБОЛЕВАНИЙ ВИНОГРАДА
Принимая во внимание ежегодное развитие милдью в той или пион степени в различных зонах Крыма (с сильными эпифитотиями в степных и западных предгорных районах в 1954, 1960, 1964 г. и на Южном берегу Крыма в 1954 г), наиболее интересным являлось изучение биологии возбудителя милдью Plasmopara viticola Berl. et de Toni, в частности, вопроса сохранения жизнеспособности зимующей формы — ооспор на разных глубинах в почве и на ее поверхности.
Для изучения жизнеспособности ооспор сначала был принят метод микроскопирования поверхностного слоя водных почвенных вытяжек, взятых из разных горизонтов почвы и выдержанных сутки при 22° С. В этом слое обнаруживались зооспоры, что служило доказательством сохранения жизнеспособности ооспор. Впоследствии этот метод был заменен методом проращивания ооспор в кусочках листовой ткани из милдьюозного пятна во влажной камере при оптимальной температуре (17—19о С ) с последующим просмотром под микроскопом. О жизнеспособности ооспор в этом случае судили по образовавшимся макроскопиям.
Исследовались ооспоры каждого данного года, заложившиеся в милдьюозных пятнах на листьях виноградников в предгорной и южнобережной зонах Крыма. Ооспоры были взяты как с поверхности почвы, гак и с различных глубин (5—20 см), а также из гербарных образцов и из листьев с пятнами милдью, заложенных в почву на многолетнюю выдержку на те же глубины. Закладка листьев в почву производилась на предметных стеклах, прикрытых силоновой тканью. Отбор проб на проращивание производили с декабря по июль, причем каждый вариант выдерживался в благоприятных условиях в течение месяца при просмотре под микроскопом через день.
В результате двухлетних наблюдений установлено, что только единичные ооспоры способны к прорастанию в январе, т. е. после сравнительно короткого периода покоя. Массовое прорастание ооспор, находящихся на разных глубинах в почве, может происходить при благоприятных условиях влажности и температуры с февраля по апрель. В мае— июне наблюдалось уже только единичное прорастание ооспор. В снижении способности к прорастанию ооспор большую роль играет их подсыхание. Поэтому образцы, взятые с поверхности почвы, дают только единичное прорастание, а гербарные не прорастают совсем. Ооспоры, пролежавшие в почве более года, также прорастают слабо.
Одновременно с изучением сохранения жизнеспособности ооспор проводились работы по обоснованию приема так называемого искореняющего опрыскивания в борьбе с ними. Для этой цели было испытано (в соответствии с рекомендациями, имеющимися в литературе) опрыскивание виноградников до распускания почек 2%-ным раствором ДНОК, 6 — 8%-ным карболинеумом и 2%-ным нитрафеном в количестве 2 тыс. л/га. Опыты ставились на разных сортах винограда в течение трех лет (1962—1964), из которых последний год был сильно милдьюозным. Участки для опытов подбирались по признаку массовой закладки ооспор в мелких угловатых некротических пятнах на листьях в предыдущем году. Четких результатов в опытах не было получено ни в одном году. Это, несомненно, связано с тем обстоятельством, что большинство жизнеспособных ооспор находится в почве, куда не проникают ядохимикаты при опрыскивании виноградников из расчета 2 тыс. л/га.
Поэтому были поставлены специальные опыты на мелких делянках в стенной и предгорной зонах Крыма, но раствор пестицидов при этом вносился из расчета 20 тыс. и 100 тыс. л/га. Кроме определения жизнеспособности ооспор на опытных делянках производился микробиологический анализ почвы по горизонтам 0—5, 5—10, 10—15, 15—20 и 20- -25 см. Оказалось, что при указанных дозировках ооспоры не образуются в промачиваемом слое; полностью подавляется также деятельность грибов и актиномицетов на южном карбонатном черноземе в течение 2,5 месяцев после промачивания почвы, а на каштановых почвах в течение месяца. Развитие же бактерии стимулировалось на обоих типах почвы. Применение ядохимикатов в количестве 2 тыс. л/га не отражалось на развитии почвенной микрофлоры.
Таким образом, выявилось дальнейшее направление исследований— либо по линии изыскания технической возможности обработки виноградников большим количеством рабочего раствора, либо по применению других сроков обработок виноградников до запашки листьев в почву.