До недавнего времени исследователи выдвигали гипотезу о том, что культурный виноград (Vitis vinifera ssp. vinifera) был одомашнен от своего дикого предка (Vitis vinifera ssp. sylvestris) на Кавказе около 8000 лет назад.
Тем не менее, новое исследование, опубликованное в журнале Science показывает, что вместо одного центра одомашнивания винограда — Южного Кавказа (современные Грузия, Армения)— было два одновременных события одомашнивания, которые произошли 11 000 лет назад, одно на Ближнем Востоке (современные Израиль, Палестина, Ливан и Иордания), а другое на Кавказе.
В этом совместном исследовании 89 ученых, Ян Донг и его коллеги, использовали огромный набор из 2448 геномов виноградной лозы, взятых из 23 учреждений в 16 странах, чтобы попытаться понять происхождение современного винограда, сосредоточив внимание на одомашнивании V. vinifera из дикого вида винограда Vitis sylvestris, и распространение vinifera из центров его одомашнивания.
Исследователи разделили образцы на 4 дикие группы и 6 групп vinifera (западноазиатские столовые сорта винограда, кавказские винные сорта винограда, мускатные столовые и винные сорта винограда, балканские винные сорта винограда, иберийские винные сорта винограда и западноевропейские винные сорта винограда).
Около 500 000 лет назад во время ледниковых периодов дикие лианы V. sylvestris разделились на две популяции: западную и восточную. Затем последний ледниковый максимум 21000 лет назад раскол восточный экотип V. sylvestris на две группы, каждый из которых дал начало событиям одомашнивания, отстоящим друг от друга на 1000 км и происшедшим в одно время 11 000 лет назад. Одно на Ближнем Востоке (CG1), другое на Кавказе (CG2). Т.е. одомашнивание виноградной лозы произошло одновременно с появлением земледелия.
Новые данные показывают, что сорта CG2, в основном, были распространены по обе стороны Кавказских гор с относительно ограниченным распространением в Карпатском бассейне. Это одомашнивание сыграло весьма незначительную роль в диверсификации виноградной лозы. Существующие грузинские сорта сильно отличаются от большинства западных сортов.
При этом одомашнивание CG1, целью которого был виноград для еды, в конечном итоге оказало огромное влияние на современный мир вина. Примечательно, что исследование опровергает представление о том, что люди выращивали виноград для вина раньше, чем столовый.
Из Ближнего Востока этот виноград распространился на восток через Среднюю Азию в Индию и Китай. И, несколькими путями, на северный Кавказ, через Анатолию на Балканы, на побережье Северной Африки и далее в Иберию. Культурный виноград из Западной Азии рассеялся по Европе вместе с ранними земледельцами, «интрогрессировал» или подвергся перекрестному опылению с древними западными экотипами, а затем диверсифицировался по миграционным сетям человека в предков муската и западного винного винограда к позднему неолиту или 6400–6400 гг. - 3500 г. до н.э.
Также, Донг и его коллеги получили новое представление о специфических генах, связанных с вкусовыми качествами ягод, цветом кожицы ягод и даже цветочным ароматом мускатного винограда.