Содержание материала

Сведения о высокоштамбовой культуре винограда и влиянии высоты штамба на рост, развитие и плодоношение насаждений приводятся в работах известных виноградарей нашей страны и зарубежных авторов — А. С. Мержаниана, Η. П. Бузина, А. М. Негруля, Π. П. Благонравова, Л. В. Колесника, А. Д. Уинклера, Л. Мозера, К. Стоева и др.
О влиянии высоты штамба на рост, развитие и плодоношение винограда имеются различные мнения. Так, в условиях континентального климата при увеличении высоты штамба наблюдается некоторое запаздывание в развитии (распускание почек, цветение, созревание урожая), удлинение вегетационного периода, а также связанное с этим некоторое снижение сахаристости и повышение кислотности (Мержаниан, 1967; Болгарев, Сарнецкий, 1967; Ломкаци и др., 1968; Никифорова, Мартьянова, 1971; Терехов, 1974; Михайлов, 1982; и др.).
Задержка созревания считается закономерным явлением, если в период созревания температура на высоте ироны куста (1,2—1,8 м) снижается. Более благоприятный пищевой и водно-термический режим в припочвенном слое способствует более раннему началу созревания урожая и повышению его качества. Особенно четко это наблюдается в годы с неблагоприятными тепловыми условиями (Захарова и др., 1972; Михайлюк и др., 1978; Намазов, 1983; и др.). В районах промышленного виноградарства с достаточной суммой активных температур для созревания урожая основной массы сортов кондиции сусла не снижаются (Мержаниан, 1967; Негруль, 1970 и др.).
В северных районах неукрывной культуры винограда высокоштамбовые формы (штамб более 180 см) отрицательно влияют на термический режим растений и качество урожая из-за недостаточного использования тепла, отраженного поверхностью почвы. Для средней и северной полосы неукрывного виноградарства предпочтительны среднештамбовые формировки или сочетание высокоштамбовых и среднештамбовых, так как они позволяют получать урожай лучшего качества (Рябчун, 1971).
О некотором опоздании наступления фенологических фаз вегетации и снижении качества сусла винограда на высокоштамбовых формах в сравнении с бесштамбовыми сообщается также в работах ряда зарубежных исследователей Франции, Болгарии и др.
При этом отмечается, что у ранне- и среднепоздних сортов снижение сахаристости невелико, а у позднеспелых — более сильное. У сортов, отличающихся высокой энергией сахаронакопления к моменту физиологической зрелости ягод, существенных отличий в качестве винограда приземных и высокоштамбовых формировок не установлено (общее содержание сахара соответствует требуемым кондициям сусла). Более значительное снижение сахара наблюдается у сортов с меньшей энергией сахаронакопления, а также более чувствительных к повышенным нагрузкам и чрезмерно длинной обрезке плодовых лоз (Кухарский, 1970, 1983). В указанных случаях для получения кондиционного урожая требуется более длительный период, то есть необходимо проводить более поздний сбор (Мозер, 1971; Стоев, 1973; и др.). Важное значение приобретает в связи с этим подбор сортов для тех или иных районов выращивания винограда с оптимальным накоплением сахара ко времени сбора урожая.
Работами Л. Мозера (1971), И. В. Михайлюка (1965), Π. Т. Болгарева и Г. А. Сарнецкого (1967), А. И. Гукасова (1970), Ш. Н. Гусейнова (1970), В. Димчева (1970), Л. Г. Парфененко (1983) и др. подтверждается возможность получения на высокоштамбовых кустах высоких урожаев и принятые для районированных сортов кондиции сусла. Указанными авторами, а также рядом других (Никифорова, Мартьянова, 1975; Стоев, 1973; и др) отмечается, что при высокоштамбовом возделывании кустов наблюдается лучшая закладка плодовых почек, повышение коэффициента плодоношения, процента плодоносных побегов и в целом урожайности насаждений. Важное значение при этом имеет многолетняя древесина и высота штамба (мощное развитие штамбов, кордонов и древовидное ветвление), которые, накопив запасные питательные вещества, положительно влияют не только на плодоношение, но и на морозо- и зимостойкость растений (Завгородний, 1967; Гусейнов, 1968; Михайлюк и др., 1978; и др.).
На высокоштамбовых кустах винограда наблюдается некоторое уменьшение объема прироста и средней длины побега, особенно на склонах, в районах с бедными и сухими почвами (Болгарев, Сарнецкий, 1967; Михайлов и др., 1970; Стоев, 1973; и др.). Здесь побеги находятся в условиях лучшего освещения и большей сухости воздуха, явление полярности уменьшается (частично подавляется), особенно при их свисании. Они отличаются более плотной структурой и лучшим вызреванием, более короткими междоузлиями, чем у приземных насаждений с вертикальным развитием побегов.
Большинством исследователей установлено, что высокоштамбовые формы куста способны хорошо развиваться, создавать мощную корневую систему, активную листовую поверхность, увеличивать урожайность за счет рационального распределения ассимилятов между вегетативными и генеративными органами. Кроме того, такие формировки значительно снижают затраты труда (Мозер, 1961; Михайлюк, 1965; Михайлюк и др., 1978; Болгарев и др., 1967; Пономарев, 1969; Михайлов идр., 1970; Гукасов, 1970; Захарова и др., 1972; Никифорова и Марьянова, 1975; Стоев, 1973; и др.).
В зависимости от почвенно-климатических условий, сортового состава и применяемых типов насаждений оптимальная высота штамба в районах с континентальным климатом колеблется в основном от 80—100 см до 120—130 см, а в отдельных местностях и выше.
По данным И. Я. Тугуши и др. (1982), Н. С. Чхартишвили и др. (1982), Т. Н. Намазова и др. (1982), Ш. Н. Гусейнова (1982), максимальный урожай у сорта Ркацители достигнут при высоте штамба 80—100 см.
С переходом на широкие междурядья и свободное свисание прироста в условиях с удовлетворительным увлажнением или при орошении наибольший эффект получен при высоте штамба 120—130 см (Сарнецкий, 1974; Раджабов, 1969; Драганов и др., 1975; Михайлюк и др., 1978; Чолаков и др., 1979; Рябчун, 1981; Гульчак, 1982; Гусейнов, 1982; Мнацаканян, 1982; Намазов, 1983).
Во влажных субтропиках Западной Грузии (Чхартишвили и др., 1982), в отдельных районах НРБ (Кондарев и др., 1974; Павлов, 1976; Цанков, 1979; и др.), в Анапо-Таманском районе Краснодарского края (Серпуховитина и др., 1982) и некоторых других зонах и районах получены положительные результаты продуктивности кустов у отдельных сортов при высоте штамба 150—160 см. В литературе имеются сведения об эффективности беседочных форм (2,0—2,4 м) в условиях большой суммы активных температур при орошении у столовых сортов винограда в Средней Азии, Армении и др.

Условия проведения опыта.

С переходом на неукрывную культуру винограда и внедрением штамбовых и высокоштамбовых форм, большое значение приобрел вопрос установления рациональной высоты штамба с учетом возделываемых сортов и условий их размещения. Оптимальная высота штамба должна способствовать получению устойчивых стабильных и высоких урожаев хорошего качества, не быть трудоемкой и давать возможность максимально механизировать производственные процессы.
Изучение различной высоты штамба нами проводилось в неорошаемых условиях Центральной зоны Молдавии (ОПХ МНИИВиВ и совхоз-завод «Мерешены») на виноградниках, заложенных в 1970 и 1973 гг. Для опытов были взяты основные районированные сорта Траминер розовый, Алиготе, Каберне-Совиньон и Ркацители, привитые на подвое Рипариа-Рупестрис 101-14. Почвенный покров на участке сортов Алиготе и Каберне-Совиньон (ОПХ) представлен среднесмытым выщелоченным черноземом среднесуглинистого механического состава, крутизна склона 4—6°, северо-западная экспозиция. Сорта Траминер розовый и Ркацители (совхоз-завод «Мерешены») размещены на черноземе обыкновенном среднесуглинистом, восточный пологий склон.
Схема опыта включала различные варианты высоты штамба: первоначально 70, 100, 120 и 130 см, а затем 40, 80, 120 и 160 см. Формировка единая — двуплечий кордон. В вариантах с высотой штамба 40—100 см шпалера одноплоскостная трехъярусная с вертикальным ведением (подвязкой и заводкой) однолетнего зеленого прироста. При высоте штамба 120—Ί60 см — двухъярусная шпалера со свободным расположением (свисанием) побегов. В качестве контроля взята бесштамбовая форма (0 см), создаваемая по типу двухстороннего кордона (молдавская шпалерная двухрукавная) на обычной вертикальной 4-ярусной шпалере. Для заводки прироста в контроле и в опытных вариантах во 2—4-м ярусах устанавливались двойные, идущие параллельно, проволоки. На высокоштамбовых насаждениях (120—160 см) двойные проволоки во 2-м ярусе служили для фиксации плодовых звеньев (рис. 22).
Ширина междурядий для всех сортов 3 м, расстояние между кустами в ряду для. среднерослых сортов Траминер, Алиготе и Ркацители 1,5 м, для Каберне, отличающегося большой силой роста, 1,75 м.
Ежегодная обрезка кустов проводилась в соответствии с их силой роста, состоянием глазков и учетом биологических особенностей сортов (по методу МНИИВиВ, 1969, 1978). Показатели нагрузки кустов, вступивших в пору полного плодоношения, в пределах изучаемых вариантов опыта и разрезе сортов в одну и ту же вегетацию были близкими. Повторность трехкратная. Величина учетной делянки (повторности) 4—6 рядов длиной 100 м.


 22. Схема различных типов насаждений

Агробиологические учеты и наблюдения, биометрические измерения и анализы проводили раздельно по годам вегетации, начиная с вступления кустов в плодоношение, в течение 6—8 лет полного плодоношения. В период исследований изучали: состояние и сохранность глазков, показатели нагрузки и плодоношения, урожай и его качество, прирост, вызревание лозы и др.
В период исследований (1974—1983 гг.) метеорологические условия складывались по-разному и не всегда были благоприятными для развития растений и получения высоких урожаев хорошего качества. Так, в 1976 г. лето было прохладным и дождливым, что отрицательно сказалось на кондициях сусла, росте и вызревании лозы, закладке эмбриональных соцветий в глазках. В результате в 1977 г. наблюдался значительный выпад глазков и снижение урожайности.
В 1977 г. раньше обычного наступило снижение температуры воздуха до —8°С, что явилось причиной снижения продуктивности насаждений в 1978 г. Более прохладной погодой и недобором суммы активных температур отмечался 1980 г., в результате чего в 1981 г. урожайность снизилась. В 1982—1983 гг. длительный период времени ощущался большой дефицит влаги в почве из-за сильной засухи, особенно в южных районах республики на сухих бедных почвах склонов.