Уникальное вино заслуживает не менее уникального знакомства. Эта мысль пришла в голову австралийскому виноделу Расселу Коди (Russell Cody) в 2001 году, когда он готовился к премьере вина, рождение которого было далеко от обычного.
Тириен - гибрид между каталонским сортом Сумоль (Sumoll) (выращивается в зоне Артес (Барселона)) и знаменитым французским аристократом Каберне-Совиньон, был получен в Австралии, и большую часть своей жизни идентифицировался только по числовому коду, не имея имени. Готовясь показать вино лидерам отрасли в Wine Australia в Аделаиде, винодел Коди устроил идеальное представление.
Сорт Тириен был стопроцентным австралийцем, в винодельческом мире не было ничего подобного, и поэтому Коди приступил к воодушевляющему исполнению популярной австралийской спортивной песни, заменив припев на «Тириен, Тириен, Тириен» и призывая всех подпевать ему в унисон.
Еще не так давно, в 2001 году, Тириен был уникальным. «Мы сделали пять винтажей Тириен с 1999 по 2003 год», - вспоминает Коди, старший винодел в штабе Вина МакВильям ( McWilliam's Wines) в регионе Риверина (Riverina). «Те вина были очень хорошими, хотя я думаю, что мы добавили в них слишком много дуба. То, что было большим, богатым, сильно окрашенным и дубовым, было тогда очень популярно».
Благодаря тому, что в происхождении сорта Тириен был Каберне-Совиньон, он был также наделен массой танинов, которые оказались тяжелыми на вкус. И продажи. Коди подозревает, что сочетание «удивительных» танинов Тириен и места происхождения вина - МакВильям из региона Риверина - крупнейшего внутреннего орошаемого винодельческого региона в Новом Южном Уэльсе с историей поставок виноматериалов для австралийской винодельческой промышленности, мало способствовало энтузиазму в отношении вина в сердцах австралийских поклонников вина. Сегодня Тириен играет меньшую роль в винном семействе МакВилльям, используется в качестве купажного виноматериала.
Но там, где Тириен, возможно, сдал свои позиции, другие уникальные австралийские сорта технического винограда этого не сделали, и поиск совершенно оригинального австралийского «винного голоса» продолжается.
Поиски чего-нибудь уникального
Австралия имеет историю коренного населения более 60 тысяч лет, но виноград на этой территории начали выращивать только после европейской колонизации, по сравнению с историей – всего лишь мгновение назад, каких-то 230 лет. Раннее производство вина в стране развилось в теплых и жарких внутренних регионах, что делало хитом на протяжении многих лет поиск подходящих европейских вида Vitis vinifera. Отсутствие насыщенного цвета и естественной кислотности в красном винограде было постоянной проблемой для тогдашних австралийских виноделов.
Создание CSIRO - Государственного объединения научных и прикладных исследований Австралии в 1916 году все это изменило. В 1960-х годах компания импортировала множество европейских сортов винограда в качестве потенциально подходящих кандидатов для программы возделывания для винодельческой отрасли и промышленной переработки сухофруктов. «Многие австралийские сорта винограда в те дни имели относительно высокие значения рН, - говорит Питер Клингелеффер (Peter Clingeleffer), виноградарь в отделении Сельское хозяйство в CSIRO, - поэтому CSIRO искала комбинацию винограда, которая давала бы более низкий рН и немного цвета для наших жарких и сухих условий».
Идея изменения климата все еще была далека для доктора CSIRO Алана Антклиффа (Alan Antcliff), когда он в 1965 году выпустил уникальный австралийский сорт Тарранго, выведенный при скрещивании португальского сорта Турига и бессемянного белого сорта Султанина. Тарранго был специально разработан для создания легкого свежего красного вина со сложным ароматом и букетом. Вина обычно легкие, яркого вишнево-красного цвета, в аромате хорошо выражены малина, вишня и легкие пряности. Впервые выпущенный компанией Браун Бразерс (Brown Brothers) в 1980 году, Тарранго стал самым продаваемым красным вином (по объему) на рынке Великобритании.
Хотя винодельня Браун Бразерс существует давно и считается одной из старейших в Австралии, она постоянно обновляется и добавляет что-то новое столько раз, что каждый визит туда, кажется, раскрывает что-то новое. Семья Браунов, владеющая этой компанией, - старинный клан виноделов, чья история уходит в далекий 1889 год, имеет репутацию одного из самых авантюрных и смелых производителей в австралийской винодельческой промышленности. Брауны - не консерваторы, они охотно принимают перемены, процветая с их помощью.
В более жарком и более сухом будущем на одном из самых сухих континентов на Земле для будущего виноградарства и виноделия компания Браун Бразерс рассчитывает на свои австралийские сорта, предназначенные именно для этого климата и почв. Выведение каждого нового сорта обходится в десятки тысяч долларов, включая селекцию, отбор и сортоиспытание, прежде чем какое-либо вино попадет к дверям отдела маркетинга.
Изменчивая история
Успех австралийского винограда, разработанного CSIRO, был неоднозначным. Тарранго, который начал подъем в 1980 году, быстро взлетел, но сейчас находится на полпути к внутреннему рынку Австралии. Он будет перезапущен в стиле розе (rose) австралийским летом 2018-19гг.
В 1982 году за Тарранго последовал сорт Таминга (Taminga), гибрид между сортами Султана, Гевюрцтраминер и испанским сортом Планта Педральба (Planta Pedralba). Это еще один сорт селекции CSIRO, имеющий белый цвет ягод и пряный вкус, больше всего подходит для производства сладких вин.
Сорта Сиена (Cienna), Тириен и Рубиен (Rubienne) дебютировали в 2000 году, почти через 30 лет после первоначального скрещивания между Каберне-Совиньон и Сумоль. Три сорта винограда, три разных названия, но все три имеют одно и то же происхождение. Тут нетрудно и запутаться виноградарям и виноделам. Однако ни одно потомство не бывает тождественным, и, даже имея одинаковых родителей, сорт виноград является уникальным».
Сорт Сиена (Cienna) нашел распространение в компании Ялумба (Yalumba) но не смог стать «изюминкой» для этой компании. «Мы посадили его в начале 90-х годов на нашем винограднике Враттонбулли (Wrattonbully ), и мы делали из него вино в течение многих лет», - говорит Луиза Роуз (Louisa Rose), главный винодел в Ялумбе. «Оглядываясь назад, мы, вероятно, допустили ошибку, неправильно выбрав место для посадки насаждений этого сорта».
Тем не менее, совершенно иной опыт производства вина из сорта Сиена (Cienna) был в компании, где этот и еще несколько сортов селекции CSIRO были посажены в жарком внутреннем регионе долины Мюррей. Из сорта делают вино в стиле sprizty (спритц), с вишнево-ягодными фруктовыми тонами. «Сейчас это одно из самых продаваемых красных вин в стране, самое продаваемое красное сухое вино», - говорит представитель винодельни Браун Бразерс Кэтрин Браун (Katherine Brown), которая также возлагает большие надежды на продажу вина в Китае.
Сорт Мистик (Mystique), темный, пикантный сухой красный шик, со вкусом настоянной черной вишни и чернослива, был в прошлом году выпущен компанией Браун Бразерс. Родители сорта Мистик не могут быть раскрыты до тех пор, пока не будет завершена вторая стадия регистрации прав селекционера, но, как говорят, в селекции были использованы как минимум пять сортов. «Изначально мы скрестили два сорта, а затем проводили несколько раз возвратные скрещивания», - объясняет Клингелеффер о происхождении сорта Мистик.
Сможет ли оригинальное красное вино как продукт определенной земли, народа и культуры быть обезличено и создано в селекционной лаборатории? Австралийские любители вина, как и любители вина по всему миру, напрямую имеют отношение к истории вина своей страны, его чувству места, климата и времени. Однако многие маркетинговые отделы просят превратить вино, полученное из селекционных сортов винограда, имеющих только номер, во что то шикарно-романтичное название, но по сути - обезличенное. Тогда такой продукт лучше продается.
«Иногда я думаю, что в прошлом маркетинг был слишком легок для маркетологов», - говорит Клингелеффер, который по возрасту уже приближается к пенсии после жизни, потраченной на селекцию уникальных собственных австралийских сортов. «Маркетологи не хотят трогать новые сорта, не хотят заниматься их продвижением и рекламировать. Это затратно, - говорят они, - и непредсказуемо. По мнению маркетологов, уникальность - продукт не всегда востребованный , но сложный в продвижении».
Однако с появлением альтернативных сортов винограда в Австралии, переоценка сортов CSIRO может сыграть решающую роль. В качестве дополнительного стимула CSIRO не разрешает экспорт посадочного материала потенциальным зарубежным конкурентам.
В пользу сортов Сиена (Cienna) и Тириен, несомненно, говорит и тот момент, что произнести эти названия сортов гораздо легче, чем Монтепульчано (Montepulciano) , Альянико (Aglianico) или Ркацители (Rkatsiteli) . Конечно, главное – эти сорта коренные стопроцентные австралийцы.