В 1963 году, в возрасте семнадцати лет Эрхард Тутцер (Erhard Tutzer) основал виноградный питомник в Больцано, а позже поставлял виноград в известные винодельни Гайя (Gaja) и Антинори (Antinori). Но его истинной страстью является выведение новых устойчивых сортов винограда.
Как получилось, что в молодости вы основали виноградный питомник?
Тутцер: С 16 века моя семья зарабатывала на жизнь продажей винограда. Мои родители были виноградарями, и с деньгами всегда было туго. Еще в детстве мне приходилось помогать отцу выращивать виноград. А когда я стал старше, мне захотелось зарабатывать собственные деньги. Так у меня возникла идея создать виноградный питомник. Голь на выдумки хитра!
Какие сорта вы там размножали?
Тутцер: Первоначально это были местные сорта Южного Тироля Скьява гросса и Лагрейн. Позже были добавлены сорта Пино блан и Шардоне. В итоге в моем ассортименте стало 150 различных сортов винограда.
Кто были вашими клиентами?
Тутцер: Примерно через десять лет я стал лидером рынка Южного Тироля. Затем я также снабжал Трентино, затем всю Италию, а затем и Европу. Моя компания была вторым по величине частным виноградником в Италии.
Что особенного было в ваших саженцах?
Тутцер: Я всегда предпочитал качественные клоны, а также сам выращивал подвойный материал. Я стал партнером всех важных институтов виноградарства и селекции: Гайзенхайма, Вайнсберга, Гайльвайлерхофа, Государственного института во Фрайбурге, а также Клостернойбурга и Печского университета в Венгрии. Исходный материал для выращивания винограда я всегда получал в институтах.
Когда вы впервые заинтересовались устойчивыми сортами?
Тутцер: О, это было очень давно. Я всегда понимал, что в виноградарстве нужно что-то делать, чтобы уменьшить количество средств защиты растений. Их использование для сбора здорового винограда было и остается слишком высоким. Устойчивые сорта винограда (PIWI) – один из возможных ответов. Идея не нова, гибридные сорта были выведены во Франции очень давно. Однако они не давали вина такого же качества, как сорта Vitis vinifera, и поэтому первые гибриды виноделы не одобряли.
Читайте здесь: Сорта винограда PIWI – будущее виноградарства?
Вы еще помните первое вино из сортов PIWI, которое попробовали?
Тутцер: Конечно. Это было в Венгрии в конце 1980-х или начале 90-х. Тогда меня не убедил вкус вина, но я знал, что это правильный путь.
То есть вы сами приняли меры?
Тутцер: Именно. Я занялся селекцией устойчивых сортов винограда в 2000 году и передал виноградный питомник своему тогдашнему управляющему директору. Сначала я создал ампелографическую коллекцию доноров и источников хозяйственно-ценных свойств и устойчивости франко-американского и азиатского происхождения. За этим последовали различные центры селекции винограда и партнерские отношения с научно-исследовательскими институтами в Италии и за рубежом с соответствующими лабораториями, где исследовали опытные образцы вин, используя микровиноделие. С помощью моей компании Innovitis я начал проводить селекцию винограда. В настоящее время я владею тремя виноградниками в Южном Тироле, на которых выращивается более 60 новых устойчивых сортов. Я использую урожай для микровиноделия, чтобы проверить получаемые вина на их вкусовой и ароматический профиль. Я убеждён, что естественное скрещивание позволит вывести новые сорта винограда, очень устойчивые к болезням и позволяющие производить вина от хорошего до очень хорошего качества.
Из какого поколения сортов PIWI они происходят?
Тутцер: Это третье поколение, в котором основное внимание уделяется повышению устойчивости и характеристик. Я, кстати, предпочитаю говорить об «устойчивых сортах винограда», а не о «PIWI» сортах. На данный момент речь идет уже не только об устойчивости к грибным заболеваниям, но и об устойчивости к насекомым, засухе, жаре и холоду, гниению и многому другому. Всегда следует иметь в виду, что для получения разрешения на новый сорт требуется очень много времени. Бюрократия, стоящая за этим, сумасшедшая. Между выведением, наблюдением в разные годы и в разных местах и процедурой разрешения проходит от 10 до 15 лет.
Всегда ли селекционеры лозы отстают от потребностей виноградарей и виноделов?
Тутцер: Абсолютно. И виноградари, и виноделы остро нуждаются в высококачественных устойчивых сортах, которые по качеству будут не отставать от традиционных сортов.
Почему так сложно вывести хорошие устойчивые сорта?
Тутцер: Потому что растения адаптируются и могут снова потерять свои механизмы сопротивления. Это основная причина, почему при естественном скрещивании важно работать с множественными резистентностями. В прошлом разрешались также сорта, которые не прошли достаточных испытаний. Через короткое время их сопротивление оказалось недостаточным. Многим виноградарям пришлось их снова выкорчевать, в результате чего они понесли финансовые потери. Этот опыт сделал производителей и виноградарей гораздо более осторожными.
Как не допустить, чтобы виноград не потерял механизмы сопротивления?
Тутцер: Никогда не следует полностью обходиться без защиты растений, а также всё равно обрабатывать устойчивые сорта 2-3 раза за сезон серой и очень уменьшенной дозой меди. Первое опрыскивание следует сделать вскоре после распускания почек, чтобы можно было бороться с очагами инфекции предыдущего года. Второе опрыскивание следует провести сразу после цветения, так как ягоды размером с булавочную головку очень чувствительны и незащищены. В очень влажные годы может потребоваться и третья обработка, но сорта PIWI обычно обладают достаточными защитными механизмами.
Какой уже разрешенный к использованию устойчивый сорт винограда вывели вы?
Тутцер: Например, белый сорт Аромера, полученный от скрещивания сортов Мускат Оттонель и Виллар блан. Из него производят пряные белые вина с высокой кислотностью, тонким мускатным вкусом и ароматом роз. Также он обладает высокой устойчивостью к грибным заболеваниям. Он также разрешен для выращивания в Германии и идеально подходит для регионов, где также выращивают Рислинг.
Большинство виноградарей не хотят отказываться от своих традиционных сортов. А как насчет придания генов устойчивости, например, сортам Санджовезе или Неббиоло?
Тутцер: Новый сорт винограда больше не будет идентичен исходному сорту, но высокой степени сходства можно добиться путем обратного скрещивания. Это означает, что, если первое поколение от скрещивания дает мне необходимую агрономическую и генетическую устойчивость, я могу провести второе скрещивание с родительским сортом, и так далее. В надежде, что устойчивость снова не будет утрачена, а ароматика продолжит приближаться к родительскому сорту. Любой, кто скептически относится к этому, должен иметь в виду, что существует бесчисленное множество естественных мутаций сортов винограда. Только на моем винограднике здесь, в Марлинге, растет 172 клона сорта Пино нуар, выведенных естественным путем.
Читайте здесь: Что такое клоны винограда и откуда они берутся
Что вы думаете о новой генной инженерии (NGT)?
Тутцер: Я критичен по натуре и знаю преимущества и недостатки классической селекции винограда. Внедрение таргетной устойчивости посредством NGT также связано с определенными рисками, которые пока невозможно оценить. Первую фазу селекции устойчивости можно будет сократить, но вторую и третью фазы, когда дело дойдет до полевых испытаний, все равно придется провести. Таким образом, NGT не будет намного быстрее, если мы захотим выяснить, действительно ли сорт пригоден и устойчив в разных местах. Кроме того, о побочных эффектах генной инженерии мы узнаем лишь позже. Тогда это может потребовать дальнейшего вмешательства. Тем не менее, нам явно следует параллельно работать над новыми сортами. Один метод не исключает другого.
Насколько виноделы Южного Тироля открыты для устойчивых сортов винограда?
Тутцер: Они очень сдержанны, отчасти потому, что мы здесь избалованы. Цены на виноград очень высокие по сравнению с другими регионами. Сорта PIWI особенно популярны среди тех виноградарей, кто мало получает за свой виноград и вина. Это также имеет место в Германии. PIWI высаживают на участках, где урожайность с гектара падает. В Южном Тироле самые высокие цены на землю в Италии наряду с Ланге (Пьемонт) и Монтальчино (Тоскана). К сожалению, наш регион не является целевым регионом для сортов PIWI.
Кого еще нужно убедить в сортах PIWI?
Тутцер: Если вы посмотрите на органическое виноградарство, вы должны быть честными и сказать, что сегодня его часто воспринимают до абсурда. Выбросы СО2 от многих органических вин катастрофичны. Если виноградарю приходится применять медь и другие пестициды 20 раз за сезон, это не может быть устойчивым решением. Поэтому органическим виноградарям, в частности, следует сосредоточиться на сортах PIWI, поскольку они могут снизить защиту растений примерно на три четверти. Об этом стоит задуматься и тем виноградарям, чьи виноградники расположены очень близко к жилым домам, туристическим тропам или игровым площадкам.
В настоящее время вы проводите и финансируете свои исследования полностью самостоятельно. А в будущем?
Тутцер: Я уже договорился с коллегами – виноградарями и виноделами, - чтобы они предоставили мне землю для экспериментальных участков. Но чтобы добиться настоящего успеха, все должно быть в десять раз больше. Так что, если кому интересно: я всегда открыт к партнерству. Сейчас я достиг определенного возраста и был бы рад, если бы молодые люди продолжили мои исследования. Потому твердо уверен, что за устойчивыми сортами PIWI будущее, в том числе и в Южном Тироле.
by Рафаэлла Усай (Raffaella Usai)