Содержание материала

ОИДИУМ (мучная роса, пепелица; в Армении—сэв и чор, в Грузии — нацари, в Крыму — куф), грибная болезнь, впервые обнаруженная летом 1845 г. садовником Тукером в одной теплице около Маргета (Англия), а в 1847 г.— в виноградной оранжерее Ротшильда около Версаля (Франция). В следующие затем годы О., появившись во всех районах Франции, перешел в Бельгию, Испанию, Португалию, Италию, Швейцарию, Австрию, Германию. Захватив всю Западную Европу, он перекочевал в виноградные районы России и во все страны мира.
Грибок оидиума имеет следующие специализированные органы: вегетативные — мицелий, который в отличие от мицелия мильдью, развивающегося внутри тканей растений, распространяется поверхностно (снаружи) по различным органам растения-хозяина; органы плодоношения конидии (летние) и перетеции (зимние).
Перезимовывает этот грибок в своей сумчатой стадии — перетециями по преимуществу. Растрескавшиеся перетеции весной отдают сумки, а последние дают многочисленные споры, которые, подобно спорам мильдью, заражают растения. Попавшая на ткань листа, бутона, ягоды спора дает мицелий грибка, выпускающий весной и летом конидии, в свою очередь разносящие заразу. В. поздний осенний период вместо летних конидий на мицелии начинают образовываться перетеции, которые располагаются на поверхности листьев виноградной лозы и вместе с ними попадают в почву. Т. обр., в способах заражения и зимовки у оидиума много общего с мильдью. В отношении же своих требований к температуре и влажности эти грибки друг на друга мало похожи.
Оптимальная температура для развития оидиума лежит в пределах 20—30° (по наблюдением Соловьевой — это 24—26°), между тем мильдью развивается уже при 12° и ниже. След. оидиум более теплолюбив, чем мильдью. Кроме того, этот грибок очень вынослив к сухости, даже в значительно сухом воздухе, хотя при наличии одинаковой температуры он реагирует и на влажность, причем развивается лучше в более увлажненных, чем сухих, местах.
Были попытки и для оидиума построить такую же кривую, как кривая Мюллера для мильдью, но эти попытки еще не дали практических результатов вследствие малой изученности оидиума вообще. По-видимому, оидиум завезен в Европу из Северной Америки, где он описан Швейнцом еще в 1834 г., что подкрепляется следующими соображениями: во-первых, он обнаружен впервые в Европе не в виноградных районах, а в оранжереях и садах, что указывает на импортацию. Если даже допустить, что грибок существовал во Франции и раньше, чем это принято думать, то все же этим не опровергается возможность завоза, т. к. чубуки м. б. привезены и раньше. Во-вторых, постепенное завоевание им виноградных районов имело место из определенных пунктов, совершенно таким ясе образом, как это произошло с другим мучнисторосяным грибком несколько позднее и также завезенным из Северной Америки — с мучнистой росой крыжовника. Втретьих, одно то, что оидиум в течение более 40 лет был известен только в конидиальной стадии и что перетеции, столь обычные в Северной Америке, обнаруживались у нас только изредка, показывает, что грибок постепенно акклиматизировался и не является эндемичным в Европе. Наконец, в Северной Америке оидиум далеко не так вреден, как у нас, что объясняется отчасти приобретенным американскими лозами иммунитетом против этого паразита. С др. стороны, хорошо известно, что всякий паразит, завезенный в новую страну, является гораздо более вирулентным, чем у себя на родине. Этого мления придерживался также наш ученый А. А. Ячевский. Любопытно отметить, что в Швецию оидиум проник только в 1905 г.


Рис. 63. Оидиум

В 1852 г. немецкий ботаник Гуго Моль исследовал образ жизни этой по- fвой, первой из самых опасных болезней винограда. В благоприятные для развития грибка годы уже весной появляется на молодых побегах лозы, обыкновенно у основания почек, беловатый налет, переходящий вскоре на весь побег, который принимает сначала желтоватую, потом бурую и, наконец, черную окраску и издали кажется, как бы обугленным; побеги не удлиняются и засыхают. На листьях оидиум представляется в виде сероватого порошистого палета, более заметного на верхней поверхности их, чем на нижней; в местах налета лист сначала покрывается бурыми крапинками, а затем совсем засыхает и опадает. На цветах оидиум наблюдается редко, и появляющийся порошистый налет вызывает их засыхание и опадение. Но всего опаснее считается развитие паразита на ягодах, на которых он может встречаться с самого их образования до полного созревания. Иногда поражаются отдельные ягоды, но чаще всего вся кисть оказывается сплошь покрытой обильным, серым, порошистым и жирным наощупь налетом; ягоды сначала покрываются бурыми крапинками, затем сморщиваются, засыхают и нередко опадают; у более взрослых ягод, в особенности в сырые годы, наблюдается не засыхание, а мокрое гниение. В некоторых случаях грибок поражает не всю ягоду, а лишь некоторую часть ее поверхности, причем в этой части кожица лопается и ягода оказывается до такой степени растресканной, что косточки нередко выступают наружу. Явление растрескивания чрезвычайно характерно для этой болезни. Растресканная ягода гниет, подвергаясь поражению др. сапрофитных или паразитных грибов, или же засыхает. Если трещина не слишком глубока и велика, то рана может затянуться и ягода созревает, причем на ней остается заметный рубец. Ягоды, пораженные пепелицей, созревают плохо, содержат мало сахара и дают недоброкачественное вино, которое не может долго сохраняться.
Болезнь эта, вызываемая грибком и первоначально описанная английским ботаником Беркли, давшим ей название Оидиум Тукери (Oidium Tuckeri)» была позже переименована в Erysiphe Tuckeri и еще позже — в Uncinwla spiralis Howe.
Лучшим и радикальным средством борьбы с оидиумом является опыливание кустов серой—молотой, но лучше — серным цветом, применявшимся в Англии уже в 1846 г. и вошедшим в широкую практику во Франции в половине 50-х годов XIX века, в особенности с появлением в 1856 г. превосходной монографии Мареса. Пользуются также с успехом опрыскиванием растворами (0,5—1 %) серной печени или же иных полисульфидов. Среднее количество потребной для каждого из этих трех лечений серы составляет на 1 га: в первый раз — 12—18 кг, во второй — 50 кг молотой серы или 30 кг сублимированной (серного цвета) и в третий — 60 кг первой серы или 40 кг —  второй. Сера употребляется чистая или в смеси с разными др. средствами, напр. с известью, с персидским порошком (пиретрум) при борьбе с вредными насекомыми. Вышеуказанные средства в смеси с медным купоросом действительны и против мильдью. Т. к. оидиум не проникает внутрь, а поражает лишь наружные части растений и плодов, то рекомендуемая поверхностная обсыпка серой, во-время произведенная, вполне предохраняет виноград от вредоносного паразита. Обсыпку необходимо производить в тихую погоду, отнюдь не дождливую, предпочтительно по утрам или вечерам; в первый раз — когда побеги достигли 10 см дл., причем это лечение полезно и против эриноза; во второй — обязательно во время цветения; в третий — спустя 3—4 недели или за дне недели до выясненного наблюдениями начала созревания винограда (см. Bepeзок). В случае опасности сильного развития болезни следует произвести четвертое опыливание, спустя 1.5-2 декады после третьего. Опыливание следует производить во избежание воспаления и порчи глаз, вызываемых серой, в специальных очках, закрывающих глаза со всех сторон. Само собой разумеется, что лечение нужно повторять во всех тех случаях, когда сера после обсыпки сдувается сильными ветрами или смывается дождями. Обсыпка производится либо ручными мехами, которых имеется много разных систем (Вермореля, де-ля-Верня, Мальбека, Ляглеза, Карла Платца — «Вулкан» и др.), либо спинными «торпилями» (Вермореля и др.), либо, наконец, конными аппаратами и моторными, особенно целесообразными для больших хозяйств —колхозов и совхозов. Мехи, пульверизаторы и др. аппараты для борьбы с вредителями культурных растений изготовляются в СССР на заводе «Вулкан» (Ленинград). В последнее время были сделаны у нас опыты по опыливанию больных виноградников с самолетов. См. Болезни винограда.