Опытные данные и многолетняя практика богарного виноградарства Узбекистана показывают, что при сорторайонировании и специализации виноградарства следует учитывать климат, высоту над уровнем моря, местоположение и экспозицию виноградных участков, тип и качество почв, пригодных для произрастания определенных сортов.
Рельеф горных районов отличается сложным строением. Это целая система вершин, долин, плоскогорий и котловин, которые при одной и той же высоте могут сильно различаться по климатическим показателям.
В связи с изменением водного и термического режимов при увеличении высоты местности над уровнем моря большое значение для правильного и рационального размещения сортимента приобретает выбор участка под закладку виноградников с учетом направления использования его урожая.
При выделении верхней границы возделывания тех или иных сортов винограда определяющее значение имеет уровень потребности этих сортов в сумме активных температур, необходимой для достижения хозяйственной зрелости.
По данным Р. К. Аллахвердиева (1965), в горной части отрогов Большого Кавказа на каждые 100 м нарастания высоты урожайность ранних и средних сортов винограда уменьшается на 2—5 ц/га, поздних на 19—24 ц/га. Это связано с ухудшением термических условий.
П. К. Солдатов (1957) отмечает, что в условиях Средней Азии зона промышленного виноградарства должна быть не выше 1700— 1900 м над ур. м. И. А. Крупенников (1955) рекомендует для богарных виноградников Узбекистана земли, расположенные в пределах высот 700—1500 м. По мнению М. Г. Цейтлина (1959), зона сухофруктового виноградарства на юго-западе Узбекистана должна находиться на высоте 800—1600 м.
Для богарной культуры винограда в предгорно-горных районах Самаркандской области Д. М. Мирзахидов (1966) рекомендует высотную зону 1000—1500 м. В горных зонах Юго-западного Узбекистана П. К. Солдатов, Д. М. Мирзахидов (1962) считают лучшими высоты от 1000 до 2000 м. По мнению В. Л. Молчанова (1953), производство сушеного винограда, являющееся основой специализации предгорно-горного богарного виноградарства, возможно на высотах: в Самаркандской области — 800—1800 м, в Кашкадарьинской — 800—1400 м, в Сурхандарьинской—800— 1600 м. Верхняя граница для производства шампанских виноматериалов и ранних столовых сортов в Самаркандской области должна находиться в пределах 1800—1900 м, в Кашкадарьинской — 1900—2000 м, в Сурхандарьинской — 2100—2200 м.
Н. И. Путинцев (1953) считает, что климатические особенности Узбекистана дают возможность возделывать виноград средних и поздних по срокам созревания сортов на высоте 1500 м, а ранних — до 2000 м. Автор считает, что в нижней предгорной зоне богары, на высоте от 800—900 до 1200—1300 м, где сравнительно жаркий и сухой климат (сумма температур 3500—3800°), основным направлением виноградарства должно быть производство кишмишей и изюмов, а также транспортабельных столовых сортов среднего и позднего сроков созревания, а в средней зоне — примерно на высоте 1300—1500 м — винное с производством десертных и столовых вин, а также столового винограда для местного потребления. Здесь же на южных и юго-западных склонах возможно кишмишно-изюмное производство. В горной зоне на высоте 1500—2000 м перспективно выращивание винограда для получения высококачественных столовых вин и материалов для шампанского.
Указанные выше рекомендации по оптимальным высотным зонам для богарной культуры винограда за пределами 1300 м над ур. м. даются, главным образом, на основе теоретических расчетов, без подкрепления экспериментальными материалами. Большинство авторов за основу брали закономерности в изменении термического режима и, в соответствии с потребностью в тепле за вегетационный период конкретного сорта и направления использования, давали рекомендации по высотной зональности и возможности возделывания винограда. Отмеченный подход к определению высотных зон виноградарства обусловил несоответствие в рекомендациях этих зон у отдельных авторов. При установлении вертикальных границ следует руководствоваться экспериментальной проверкой теоретических обоснований.
Проведенные нами исследования агроклиматических условий предгорно-горного виноградарства показали, что промышленная культура винограда на богарных землях Узбекистана даже для среднеранних сортов не должна превышать высоты 1500, а условно-поливных — не более 1400 м над ур. м.
Указанные высотные границы для промышленной культуры винограда на богаре Узбекистана имеют довольно устойчивую увлажненность осадками (от 470 до 600 мм в год), термические же условия позволяют выращивать высокосахаристый виноград сухофруктовых сортов для переработки на кишмиш и изюм. В связи с этим специализация виноградарства должна базироваться на производстве сушеного винограда.
За пределами высоты от 1400—1500 до 1900—2000 м виноградарство может иметь лишь потребительский местный характер и строиться главным образом на сортименте раннего и сверхраннего сроков созревания.
Большое значение для развития винограда в пределах определенной абсолютной высоты местности над уровнем моря имеет экспозиция склонов, влияющая как на прохождение фенофаз, так и на продуктивность винограда.
По данным И. Н. Кондо (1948), в Бостанлыкском районе Ташкентской области богарный виноградник, расположенный на южном склоне, произрастает хуже, чем на северо-восточном. Это связано с тем, что на северо-восточном склоне снеговой покров держится дольше, снега тают медленно, в результате воды впитывается почвой значительно больше. В период вегетации винограда на склоне северо-восточной экспозиции влажность почвы остается высокой и не опускается ниже уровня, опасного для растений.
В вегетационный период влажность почвы здесь снижается постепенно.
По данным И. А. Крупенникова (1948), на богарном винограднике Бостанлыкского района, расположенном на северо-восточном склоне, влажность почвы в метровом слое равна 50% от ППВ, в сентябре — около 42%, тогда как на южном склоне соответственно 38 и 32%.
Заметно изменяется и качество урожая в зависимости от культуры винограда на склонах различной ориентации. На южном склоне при достижении виноградом полной зрелости кислотность обычно бывает ниже, чем у винограда на северо-восточном. Следовательно, урожай одних и тех же сортов, но с различных склонов может быть использован значительно шире. Так, на склонах северных экспозиций возможно выращивание таких сортов, которые давали бы сырье для приготовления легких столовых вин и шампанских виноматериалов, на южных сортимент должен быть пригодным для сушки и изготовления крепких и высококачественных десертных вин.
На основе многолетних экспериментальных материалов И. Н. Кондо (1949) приходит к заключению, что в Бостанлыкском районе склоны любых экспозиций (в пределах определенной крутизны) могут быть использованы под виноградники.
По сообщению Р. К. Аллахвердиева (1965), сахаристость ягод у сорта Матраса на южном склоне Большого Кавказского хребта (Горный Ширван, 800 м) была 23,5% при кислотности 6,3 г/л, на северном сахаристость была ниже на 2,2%, а кислотность выше на 0,7%. Учеты по качеству урожая в зависимости от высоты местности и экспозиции склонов позволили автору выявить следующую закономерность: при нарастании высоты местности на каждые 100 м на северо-восточном отроге Большого Кавказского хребта сахаристость ягод уменьшается на 0,4—0,7%, а кислотность повышается на 0,3—0,76 г/л, на юго-восточном — соответственно на 0,3—0,7% и 0,4—0,6 п/л.
По материалам Ф. Г. Мустафаева (1962), на северном склоне Горного Ширвана (Азербайджан) более благоприятные экологические условия для культуры винограда, чем на восточном и южном. Южные освещаются в 5,5 раза интенсивнее северных, но северные лучше увлажнены, что имеет большое значение при условно-орошаемой и богарной культуре (Рыбаков, Михайлов, Якушевич, 1954).
По данным Ф. Ф. Давитая (1948), достаточное количество тепла и влаги, обилие света благоприятствуют в горных районах гармоничному сочетанию сахаристости и кислотности сока, что обеспечивает получение тонких вкусовых качеств и букет вина. Верхней границей произрастания винограда на южных склонах Большого Кавказа в Грузии он считает 1100, в Армении—1400 м.
По данным П. Р. Арзуманяна (1971), на южных, юго-западных и юго-восточных экспозициях склонов предгорий Араратской равнины и других районов зоны раннеспелые сорта винограда созревают на высоте около 1650—1700 м, среднеспелые— 1400—1450 м, а позднеспелые — 1100—1150 м.
Виноград довольно отзывчив на почвенные условия, которые обусловливают поступление в растение питательных веществ, определяющих полноту вкуса, букет вина. В то же время виноград пластичное растение, которое хорошо растет и плодоносит на самых разнообразных почвах: каменистых, песчаных, галечниковых, сероземных и др. Только сильно засоленные и заболоченные почвы отрицательно влияют на развитие виноградного растения, а в некоторых случаях такие земли бывают непригодными для возделывания винограда.
Следовательно, тип почвы не является фактором, значительно ограничивающим культуру винограда. Наличием сильно развитой корневой системы, которая распространяется на различную глубину в зависимости от свойств почвы, и объясняется высокая приспособительная способность виноградного растения.
А. М. Негруль (1959) отмечает, что сорта Пино черный и Шардоне требуют карбонатных и перегнойно-карбонатных почв с высоким содержанием извести. Такие сорта, как Каберне, Совиньон, Гапе черный и др., хорошо растут и плодоносят на глинистых и темно-серых лесостепных землях и т. д. Высококачественные вина получают с виноградников на бурых лесных почвах, формирующихся на слабокарбонатных глинистых сланцах и продуктах их разрушения.
Сероземные почвы, распространенные на территории Узбекской ССР, содержат мало гумуса и отличаются слабой оструктуренностью верхних горизонтов, но вместе с тем они содержат много карбоната кальция. Такие почвы, в сочетании с жарким и сухим климатом, являются хорошим субстратом для культуры винограда и при искусственном орошении на них получают высокие урожаи и качество продукции.
Большие урожаи винограда получают и на черноземных почвах, однако, качество продукции обычно невысокое (Бузин, 1937). В предгорно-горной зоне Узбекистана пригодные для богарного виноградарства земли расположены в зоне 900—1000 до 1500 м над ур. м. Как правило, в пределах этих высот распространены сероземные почвы.
В зависимости от высоты местности и экспозиции сильно меняется в предгорно-горной зоне и тип почвы. Так, с поднятием в горы светлые сероземы сменяются более темными, затем буроземными и каштановыми. Обычно на южных склонах почвы более светлые, чем на такой же высоте, но на склонах других экспозиций.
В верхнем горизонте (0—10 см) типичных сероземов, как правило, гумуса содержится 1,5—2,5%, в светлых — менее 1,5%, в темных — 3—4%.
Мощность перегнойного слоя почвы также возрастает от светлых сероземов к темным слабо-выщелоченным: в светлых 18—25,
в типичных — 25—35, в темных — 40—60, в слабо-выщелоченных — 60—80 см. Гипсовые горизонты у типичных сероземов начинаются с глубины 120—140 см, у темных выщелоченных сероземов они отсутствуют.
По механическому составу и физико-химическим свойствам лучшие почвы в предгорно-горной зоне — темные и выщелоченные сероземы. Они содержат больше питательных веществ, по сравнению с светлыми и типичными, имеют ярко выраженную комковатую структуру, обеспечивают хороший рост винограда и довольно высокую урожайность.
В предгорно-горных районах богатейшие запасы темных и выщелоченных сероземов до недавнего времени использовались главным образом под пастбища, сенокосные угодья и посевы зерновых культур. Однако в последние два десятилетия в горной зоне начала развиваться культура винограда.
Для повышения экономической рентабельности виноградарства в горных районах целесообразно, где это возможно, в первую очередь использовать участки, имеющие такой уклон, который обеспечивал бы механизированную обработку почвы. Анализ результатов экспедиционных обследований земель в предгорно-горной зоне Узбекистана показал, что в ближайший период можно осваивать значительные площади богарных земель под виноградники без больших затрат на планировку и мелиорацию. Крутизна склонов здесь не превышает 12°, что дает возможность применять комплексную механизацию. В связи с этим при дальнейшем освоении отведенных земель важное значение приобретает установление правильной специализации сырьевой базы в промышленном масштабе.
На основании рекомендаций по термическим потребностям сортов винограда и направлению использования, предложенных А. М. Негрулем (1946) и Ф. Ф. Давитая (1948), и увязки со специфическими условиями богарной культуры винограда в Узбекской ССР, В. Л. Молчанов (1953) рассчитал примерные термические показатели районирования виноградарства республики (табл. 82).
Среднее вероятное значение вертикального градиента (на каждые 100 м высоты) сумм температур может быть для условий республики принято равным 175°. Пользуясь этим градиентом, по фактическим наблюдениям сети метеорологических станций в предгорно-горной зоне можно определить вероятную величину сумм температур в каждой вертикальной зоне.
По мнению Ф. Ф. Давитая (1948), микроклиматические особенности отдельных зон могут увеличить или уменьшить вероятное значение сумм температур на 200°.
Указанные в табл. 82 суммы температур, необходимые для наступления технической зрелости разных сортов винограда в соответствии с направлением их использования, расчетные, но они позволяют ориентироваться в выборе сортов для закладки насаждений согласно установленной специализации виноградарства в конкретном районе и высотной зоне.
На основании многолетнего изучения поведения различных по направлению использования сортов винограда в предгорно-горной зоне Узбекистана нами разработана специализация виноградарства в предгорной и горной зонах пяти областей республики, где расположены основные земельные ресурсы развития богарной и условно-поливной культуры винограда (табл. 83).
Таблица 82
Термические показатели специализации и сортимента виноградарства
Сортимент винограда, обеспечивающий указанную специализацию по разным зонам, приводится в разработанном Институтом им. Р. Р. Шредера районировании сортов винограда для Узбекской ССР.
Предгорно-горная зона Ташкентской области специализируется на производстве главным образом столового винограда и сырья для винодельческой и соковой промышленности.
Основное направление специализации виноградарства в Самаркандской и Джизакской областях — производство кишмишей и столового винограда. Значительное место занимает винно-соковое производство.
В Кашкадарьинской области основой специализации является производство сушеного винограда из столово-изюмных и кишмишных сортов, в Сурхандарьинской области — производство сушеной продукции и выращивание столовых, особенно ранних, сортов винограда.
Таблица 83
Специализация виноградарства в предгорно-горной зоне Узбекистана (по областям, площадь в %)
С подъемом в горы, в связи с уменьшением суммы температуры подбираются и используются сорта с более ранним сроком созревания. В этом отношении заслуживает внимания сорт Кишмиш черный раннесреднего срока созревания, который обеспечивает специализацию предгорно-горной зоны южных и юго-западных районов республики.
Настоящие рекомендации по специализации промышленного виноградарства в предгорно-горной зоне республики даются нами впервые, и они, безусловно, будут уточняться и совершенствоваться по мере научной разработки соответствующих вопросов, накопления производственного опыта и решения народнохозяйственных задач.