Агрофизические свойства почв.
Гранулометрический состав почвы, ее плотность и твердость имеют обратную корреляционную связь с развитием корневой системы, надземной части, продуктивностью винограда и сахаристостью, прямую — с кислотностью в соке ягод.
Оптимальными значениями для виноградного куста являются содержание в почве частиц <0,01 мм в пределах 20% (с повышением их содержания до 65% сахаристость снижается до 3%); плотность почвы — 1,4—1,5 г/см3 для средне- и тяжелосуглинистых почв, до 1,6 г/см3 — для супесчаных; твердость почв — в пределах 20 кг/см2 (при 40—50 кг/см2 резко снижаются масса корней и их развитие).
Влажность почвы, оптимальная для карбонатных и выщелоченных черноземов тяжелого гранулометрического состава, — 72—97% от НВ, а для супесчаных — 63—90% от НВ. На образование 1 кг сухого вещества расходуется 250—300 л воды. Влажность завядания оптимальна в пределах 1,2—1,3 максимальной гигроскопичности почв и зависит от содержания в них гумуса, карбонатов, общей щелочности, а также особенностей сорта винограда и подвоя (для засухоустойчивого сорта подвоя БХР Кобер 5ББ влажность завядания установлена 0,96—1,07 максимальной гигроскопичности, а для РхР 101—14, менее засухоустойчивого, — 1,07—1,18). Между влажностью почвы и сахаристостью установлена обратная, довольно ощутимая связь, а между влажностью почвы и кислотностью — прямая корреляционная зависимость.
Аэрация обусловливается содержанием в почвенном воздухе кислорода, углекислоты и продуктов анаэробного разложения (водород, метан, сероводород). Оптимальной является порозность аэрации при наименьшей влагоемкости в пределах 15—26%. Снижение объема воздуха до 6—8% под влиянием обильных дождей и других факторов вызывает хлороз виноградников. Требования сортов к аэрации различны. В слитых почвах урожайность снижается в 2—2,5 раза, сахаристость — на 2—4%, кислотность повышается до 2%.
Температура почв и их тепловые свойства в совокупности с другими физическими свойствами существенно воздействуют на рост и развитие виноградного растения. П. И. Литвинов (цит. по: Унгурян, 1958) установил следующие оптимальные температуры и влажность почвы для винограда (тяжелосуглинистый чернозем): в начале вегетации — 13—14°С, в июне при температуре почвы 23—24°С на глубине 50 см и влажности 19,2—21,0%, или 86—90% от НВ; минимальный рост корней отмечен в августе при температуре почвы 23—24°С и влажности 51—54% от НВ.
Осенью при температуре почвы 7° С на обыкновенном черноземе юга Украины рост корней прекращался (Дудник, Хмельковская, 1971).
Установлена положительная связь между температурой почвы, ростом и развитием виноградного растения, его продуктивностью, сахаристостью и обратная связь — с кислотностью.
Химические свойства почв.
Гумус оказывает значительное влияние на рост и плодоношение винограда, но прямолинейная корреляция между содержанием гумуса в почве и урожайностью отсутствует при уровнях 2,3% гумуса и выше. При повышенном содержании гумуса в почве (свыше 6%) качество винограда снижается. Такие почвы размещены, как правило, в климатических зонах, не пригодных для культуры винограда, тем не менее автором установлена обратная коррелятивная связь между сахаристостью, экстрактом и гумусами черноземов Молдавии, прямая — с кислотностью.
Обменные катионы кальция и магния при повышенном содержании отрицательно сказываются на урожае и сахаристости ягод винограда, причем влияние магния больше; отмечена положительная тесная связь между этими показателями и экстрактом. Максимальности экстракта в вине сорта Каберне (22,8 г/л) можно достигнуть при его содержании в черноземах 30 мг-экв/100 г почвы, что характерно для тяжелосуглинистых разновидностей. Между активностью кальция, урожайностью винограда, сахаристостью и содержанием спирта установлена в вине прямая коррелятивная связь, обратная — с кислотностью. Однако повышенное содержание карбонатов вызывает устойчивый хлороз, снижающий урожаи и их качество.
Карбонатоустойчивость автор связывает, в первую очередь, с сортовыми особенностями подвоя и приводит шкалу их устойчивости к карбонатному хлорозу.
Азотное питание обеспечивает интенсивное образование хлорофиллов, ускоряет ростовые процессы, повышает урожайность при достатке других элементов питания. Избыток азота приводит к израстанию побегов, ухудшает закладку соцветий, замедляет вызревание лозы, снижает устойчивость к болезням, засухе и низким температурам; полученные вина при избытке азота трудно осветляются, становятся более грубыми, терпкими, с травянистым вкусом и слабым ароматом.
Фосфор на фоне обеспечения другими элементами питания ускоряет прохождение фаз вегетации, в том числе цветения, созревания ягод, сахаронакопления, вызревания лозы и побегов. Недостаток фосфора снижает рост корней, побегов, а также урожайность.
Калийное питание увеличивает сахаристость в ягодах и экстрактивность вин, снижает кислотность; при недостатке калия листья становятся бледно-зелеными, кончики их отмирают, уменьшаются устойчивость и долговечность кустов.
В. Г. Унгурян (1979) приводит данные В. Д. Корнейчука и Е. К. Плакиды, свидетельствующие о том, что для формирования урожая винограда в пределах 150—170 ц/га в течение вегетационного периода на 1 га требуется соответственно N — 200 кг, Р — 70, К — 150 кг.
Микроэлементы также играют большую роль в жизнедеятельности виноградного растения, запасы которых в почвах Молдавии высоки, к тому же до 90% их возвращается в почву с опадающей листвой. Поэтому в условиях Молдавии главное внимание следует уделять питанию макроэлементами.
В. Г. Унгурян (1979) считает, что в Молдавии под виноградники пригодны все почвы, кроме заболоченных, засоленных и каменистых. Однако многие земли требуют при этом соответствующей предпосадочной мелиорации.
Интенсивность круговорота элементов питания виноградного растения определяется количеством химических элементов, содержащихся в приросте виноградного растения (табл. 4) (Унгурян, 1979).
М.Фрегони (1981) показывает, что направления производства разных типов вин реализуются в определенной экосистеме (сорт— подвой, климат, почва) при подходящей технике возделывания. Однако автор считает, что, хотя агротехника (формировки, нагрузки, удобрения, орошение, высота штамба и др.) в определенных климатических условиях играет решающую роль в формировании количества и качества урожая, все же нельзя отрицать существования первоначального естественного влияния почвы, сформированного под влиянием этих условий.
Подчеркивается, что урожай сортов винограда зависит от геологического происхождения почв, их возраста и физико-химических свойств. Например, Рислинг дает более тонкое вино с лучшим букетом на известняках кислых почв юга, а в северных областях — наоборот; сорта группы Пино в Бургундии дают марочные вина на известняках и ординарные — на тяжелых глинах и т. д., но есть и пластичные сорта, менее взыскательные к почве.
М. Фрегони (1981), как и В. Г. Унгурян (1978), Ν. Becker (1981) и др., тесно увязывает количество и качество виноградновинодельческой продукции с физико-химическими свойствами почв, pH почвенного раствора, минеральным составом. В отличие от других автор большое внимание уделяет связи между цветом почвы, качеством винограда и вина. Температурный режим более напряженный на темных почвах, чем на светлых (табл. 5).
Таблица 4. Содержание химических элементов в массе ежегодного прироста виноградных насаждений на исследованных черноземах, кг/га сухого вещества (Центральная зона МССР, 1973 г.)
Таблица б. Влияние цвета почвы на рост и продуктивность виноградной лозы
*Сильнорослые кусты с осыпанием цветков.
В то же время в действительности не всегда подтверждается установившееся мнение, что красные вина лучше на темных почвах, белые — на светлых. Можно получить отличные результаты и при обратном сочетании. Без сомнения, то, что положительно в северных районах, не всегда положительно для южных, считает М. Фрегони.